Инфраструктурный тормоз

Рейтинг
Москва, 04.10.2004
ТЭК и металлургия экспортируют рост в машиностроение, потребительский сектор, информационные технологии и телекоммуникации. А вот базовые инфраструктурные отрасли остаются от этого процесса в стороне

Крупный бизнес успешнее других справляется с задачей удвоения ВВП. В 2003 году доходы 400 крупнейших компаний России выросли на 25,8%. С поправкой на инфляцию реальный прирост составил чуть более 10% при увеличении ВВП на 7%. И хотя выручка компаний нетождественна добавленной стоимости (то есть ВВП), думается, что сохранение такой динамики в течение ближайших 10 лет вполне способно обеспечить двукратный рост если не всего ВВП, то хотя бы той его части, которая создается в крупном бизнесе.

Главный фактор роста очевиден - исключительно благоприятная конъюнктура мировых рынков сырья. Объемы экспортных доходов нефтяных и металлургических компаний быстро растут. Выручка нефтегазовых холдингов увеличилась на 28,9%. От прошлогоднего спада оправились производители цветных металлов. Компании отрасли, включенные в этот выпуск рейтинга, нарастили продажи на 28,7%. Производители черных металлов и вовсе переживают период расцвета. Объем реализованной продукции крупнейших предприятий отрасли вырос более чем на 40%. Более высокую динамику роста показали лишь компании, связанные с ИТ-сектором, розничной торговлей и телекоммуникациями. Однако их влияние на общую динамику экономики несопоставимо с сырьевыми отраслями.

Сырьевой характер роста, конечно, представляет одну из основных угроз с точки зрения стабильности экономики. Нефтяники и металлурги - основные "экспортеры" роста в другие отрасли. Два года назад мы впервые обнаружили явную зависимость между заработками сырьевиков и инвестициями. И сейчас их инвестиционный спрос поддерживает развитие машиностроения, телекоммуникаций, ИТ-сектора. Они же в конечном итоге во многом формируют рост платежеспособности населения, что обеспечивает развитие всего потребительского сектора.

Однако это не единственный фактор риска. Серьезную настороженность вызывают невысокие темпы роста в базовых инфраструктурных отраслях. Выручка ведущих транспортных компаний России в 2003 году выросла на 20,1%. С учетом инфляции реальный прирост в этих секторах колебался в пределах 5%. По ряду компаний эти показатели еще ниже. Так, доходы "Транснефти", главного оператора экспортных нефтепроводов, увеличились на 16,6%. Выручка Новороссийского морского торгового порта и вовсе сократилась на 1,2%.

Не внушают оптимизма и темпы развития строительных компаний. Результаты нашего рейтинга показывают, что в среднем доходы крупнейших компаний строительного комплекса выросли на 17,3%. Если сектор жилищного строительства рос более чем динамично (цены на недвижимость в 2003 году быстро повышались), то промышленное строительство по сути близко к застою. Особенно незавидная ситуация сложилась в транспортном строительстве. Ключевые компании этой отрасли - "Стройтрансгаз", "Трансстрой" - сократили объемы реализации.

По существу это - результат государственной промышленной политики. Хотя она не сформулирована и в некоем формальном документе не прописана, но по факту реализуется не первый год. Ведь цены на подавляющую часть транспортных услуг или устанавливаютс

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (437) 4 октября 2004
    Антитеррор и демократия
    Содержание:
    Образцовая модель хаоса

    Партизанская война против американцев и их местных марионеток охватила все регионы и вовлекла все этнические и религиозные общины Ирака. Однако в преддверии президентских выборов в США и республиканцы, и демократы продолжают настаивать на идее экспорта демократии в мусульманский мир

    Международный бизнес
    Реклама