Инфраструктурный тормоз

Дмитрий Гришанков
4 октября 2004, 00:00

ТЭК и металлургия экспортируют рост в машиностроение, потребительский сектор, информационные технологии и телекоммуникации. А вот базовые инфраструктурные отрасли остаются от этого процесса в стороне

Крупный бизнес успешнее других справляется с задачей удвоения ВВП. В 2003 году доходы 400 крупнейших компаний России выросли на 25,8%. С поправкой на инфляцию реальный прирост составил чуть более 10% при увеличении ВВП на 7%. И хотя выручка компаний нетождественна добавленной стоимости (то есть ВВП), думается, что сохранение такой динамики в течение ближайших 10 лет вполне способно обеспечить двукратный рост если не всего ВВП, то хотя бы той его части, которая создается в крупном бизнесе.

Главный фактор роста очевиден - исключительно благоприятная конъюнктура мировых рынков сырья. Объемы экспортных доходов нефтяных и металлургических компаний быстро растут. Выручка нефтегазовых холдингов увеличилась на 28,9%. От прошлогоднего спада оправились производители цветных металлов. Компании отрасли, включенные в этот выпуск рейтинга, нарастили продажи на 28,7%. Производители черных металлов и вовсе переживают период расцвета. Объем реализованной продукции крупнейших предприятий отрасли вырос более чем на 40%. Более высокую динамику роста показали лишь компании, связанные с ИТ-сектором, розничной торговлей и телекоммуникациями. Однако их влияние на общую динамику экономики несопоставимо с сырьевыми отраслями.

Сырьевой характер роста, конечно, представляет одну из основных угроз с точки зрения стабильности экономики. Нефтяники и металлурги - основные "экспортеры" роста в другие отрасли. Два года назад мы впервые обнаружили явную зависимость между заработками сырьевиков и инвестициями. И сейчас их инвестиционный спрос поддерживает развитие машиностроения, телекоммуникаций, ИТ-сектора. Они же в конечном итоге во многом формируют рост платежеспособности населения, что обеспечивает развитие всего потребительского сектора.

Однако это не единственный фактор риска. Серьезную настороженность вызывают невысокие темпы роста в базовых инфраструктурных отраслях. Выручка ведущих транспортных компаний России в 2003 году выросла на 20,1%. С учетом инфляции реальный прирост в этих секторах колебался в пределах 5%. По ряду компаний эти показатели еще ниже. Так, доходы "Транснефти", главного оператора экспортных нефтепроводов, увеличились на 16,6%. Выручка Новороссийского морского торгового порта и вовсе сократилась на 1,2%.

Не внушают оптимизма и темпы развития строительных компаний. Результаты нашего рейтинга показывают, что в среднем доходы крупнейших компаний строительного комплекса выросли на 17,3%. Если сектор жилищного строительства рос более чем динамично (цены на недвижимость в 2003 году быстро повышались), то промышленное строительство по сути близко к застою. Особенно незавидная ситуация сложилась в транспортном строительстве. Ключевые компании этой отрасли - "Стройтрансгаз", "Трансстрой" - сократили объемы реализации.

По существу это - результат государственной промышленной политики. Хотя она не сформулирована и в некоем формальном документе не прописана, но по факту реализуется не первый год. Ведь цены на подавляющую часть транспортных услуг или устанавливаются, или ограничиваются властью. После кризиса 1998 года они стали демпфером, смягчившим экономический удар, теперь же программируют провал в промышленном росте. Невысокая динамика доходов транспортных компаний сдерживает инвестиции в техперевооружение (спад в транспортном строительстве - тому пример), а они остро необходимы. Уже сейчас экспорториентированные отрасли испытывают дефицит транспортных мощностей (трубопроводных, железнодорожных, портовых). В будущем ситуация лишь усугубится, так как даже при сохранении самого благоприятного климата на мировых рынках наращивание экспорта будет ограничиваться существующей транспортной инфраструктурой.

Уже сейчас, несмотря быстрый рост нефтегазовой промышленности и металлургии, в списке 20 самых динамичных компаний представительство этих отраслей ограничивается "Итерой" и недавно сформировавшимся холдингом "НоваТЭК", а также предприятием цветной металлургии - "Южуралникель".

Машиностроение делегировало в список самых динамичных компаний семь своих представителей. Абсолютным лидером по темпам роста в очередной раз стало предприятие ВПК - НПО "Алмаз". Причина столь быстрого роста - выполнение экспортных заказов на поставку зенитно-ракетных комплексов. В этом списке фигурируют и другие компании военно-промышленного и авиационного комплекса - Балтийский завод, ПО "Севмаш", ЦКБ "Рубин" и Улан-Удэнский авиационный завод. Надо сказать, что динамика развития этих предприятий не в последнюю очередь определялась возросшим бюджетным финансированием оборонного заказа. Еще две машиностроительные компании из этого списка - Рузаевский завод химического машиностроения и "Алтайвагон" - быстрым темпам роста обязаны как раз инвестиционному спросу со стороны нефтяников и металлургов. Рузаевский завод специализируется на производстве оборудования для нефтедобычи и нефтепереработки. "Алтайвагон" сумел воспользоваться возрастающим спросом на новый подвижной состав, в том числе и со стороны транспортных компаний-операторов.

В список лидеров по динамике попала и АФК "Система", увеличившая доходы более чем в три раза. По этому показателю она занимает третье место (в "Эксперт-400" - 15-е). Однако столь высокий рост обеспечен главным образом за счет консолидации в 2003 году контрольного пакета акций сотовой компании "Мобильные телесистемы".