Понятно, что главные активы, которыми сейчас обладают крупнейшие российские компании, созданы еще в советский период. И если в 1995 году в рейтинге не было ни одной компании новой генерации, то сейчас появился пласт бизнеса, построенного с нуля, не связанного с результатами приватизации и последующих переделов собственности. Именно они и формируют сектор новой экономики, возникшей уже в рыночных реалиях.
Среди непосредственных участников "Эксперт-400" мы насчитали 56 таких компаний. Еще с десяток представлено в рейтинге в составе холдинговых структур: так, в консолидированной отчетности АФК "Система" скрыты результаты деятельности ведущего оператора мобильной связи "Мобильные телесистемы" и одного из крупнейших страховщиков - РОСНО. Это затрудняет расчет точных показателей. Несмотря на это, мы постарались сделать некоторые оценки.
По нашим данным, общая выручка компании новой экономики в 2003 году составила около 550 млрд руб., то есть немногим более 6% общих доходов участников рейтинга. На первый взгляд результат удручает. Но, во-первых, надо учитывать масштабы деятельности российского сырьевого сектора. На этом фоне показатели даже такой отрасли, как машиностроение (доля в рейтинге - 7,7%), выглядят не слишком убедительно. А во-вторых, многие компании новой экономики предпочитают держаться в тени и не выпячивать свои достижения. Такой подход имеет свои резоны. Поделившись с общественностью своими успехами, многие компании рискуют стать (да что там рискуют, становятся!) потенциальными жертвами недружественных поглощений.
А гордиться компаниям новой экономики есть чем. Они демонстрируют поистине феноменальные темпы роста. За год объем их бизнеса вырос на 70%. Это почти втрое превышает общую динамику рейтинга. Центрами роста являются телекоммуникационные корпорации, ИТ-компании и представители ритейла. Есть и другая характерная особенность у этого сегмента - значительная часть компаний здесь контролируется иностранными фирмами. В 2003 году доля "дочек" западных компаний в новом российском бизнесе превышает 20%.
Несомненные лидеры новой экономики - операторы мобильной связи. На их долю приходится почти 30% доходов этого сектора. Объемы их бизнеса впечатляют. Выручка "Мобильных телесистем" в 2003 году выросла до 78,1 млрд руб. Если бы МТС участвовала в нашем рейтинге самостоятельно, она могла бы рассчитывать на 20-е место в списке крупнейших компаний, то есть впрямую конкурировала бы если не с нефтяниками, то с крупнейшими металлургическими комбинатами. Два других ведущих национальных оператора -"Вымпелком" и "Мегафон" - фигурируют в основном списке рейтинга и занимают там вполне достойные позиции - 28-ю и 40-ю соответственно.
Еще один высокотехнологичный сегмент новой экономики - ИТ-компании. В наш рейтинг их попало семь. По масштабам бизнеса им трудно конкурировать с операторами мобильной связи. Рынок ИТ-услуг пока ограничен. Доходы самой крупной ИТ-компании из "Эксперт-400" - Национальной компьютерной корпорации (73-е место) - в 5,4 раза ниже, чем у МТС. Но природа успеха у компаний сотовой связи и у компаний ИТ-сектора общая. Предложив принципиально новые для России услуги, они сами сформировали рынок. А спрос на мобильную связь и ИТ-услуги имеет тенденцию к долговременному росту. Правда, ИТ-компаниям еще предстоит выдержать конкуренцию со стороны крупных западных корпораций.
Банковский сектор - едва ли не первенец рыночной экономики. Первые частные банки были зарегистрированы еще в конце 80-х, по выходе закона "О кооперации". Сегодня 20 банков, вошедших в "Эксперт-400", обеспечивают чуть более 4% общих доходов 400 ведущих компаний России. На крупнейший из них - Сбербанк (8-е место) - приходится более двух третей доходов банковского сегмента рейтинга. Правда, Сбербанк назвать банком новой генерации нельзя. Без его учета доля банков в сегменте новой экономики "Эксперт-400" составляет 18%. Лидирующие позиции среди банков, появившихся за годы реформ, сейчас занимают Альфа-банк (44-е место) и Росбанк (124-е место). Оба банка сумели консолидировать вокруг себя мощные промышленные активы и сейчас являются финансовыми центрами крупнейших российских ФПГ - "Альфа-Групп" и "Роспром".
Четыре года роста реальных доходов населения породили настоящий бум в ритейле. Участвующие в рейтинге компании розничной торговли в 2003 году увеличили обороты более чем в 1,5 раза. Число российских торговых сетей в последние годы стремительно увеличивается, а ведущие игроки захватывают все новые региональные рынки. Однако российским ритейлерам все чаще приходится конкурировать с открывшимися в России филиалами международных розничных сетей, таких как Metro Cash & Carry (55-е место), "Ашан" (99-е место), ИКЕА (146-е место). Пока на долю иностранных сетей приходится около трети выручки, полученной розничными компаниями из "Эксперт-400". Но, судя по всему, свою нишу на российском рынке они будут расширять. Агрессивное продвижение западных торговых брэндов уже приносит плоды. Лидерство по объемам доходов среди розничных компаний нашего рейтинга принадлежит филиалу международной розничной сети Metro Cash & Carry.
Медленнее всего процесс создания новых активов идет в промышленности. Российские производители пока находят средства только для модернизации уже существующих предприятий. Новые заводы, построенные в России за последние 12 лет, можно пересчитать по пальцам. И практически все они принадлежат иностранным компаниям. Пионерами в строительстве новых заводов в России стали западные производители продовольствия и напитков. Среди них Danone, Mars и проч. Сейчас к ним присоединились автоконцерны. Построенный во Всеволожске завод корпорации Ford Motor Company (69-е место в общем рейтинге) возглавляет список лидеров среди новых промышленных компаний. Скорее всего уже в течение ближайших лет число иностранных автопроизводителей увеличится. Прийти в Россию всерьез намереваются такие гиганты, как Toyota, Volkswagen и др. К этому уже готовы западные производители шин. Так, в этом году французская Michelin уже открыла первый шинный завод под Москвой. Твердое решение построить свое предприятие в России уже приняла финская шинная компания Nokian. И если у российской пищевой промышленности есть свои аргументы в конкурентной борьбе с иностранцами, то у отечественных автомобилестроителей и шинников шансов выйти из этого соревнования победителями куда меньше.