Удвоение рейтинга

Рейтинг
Москва, 04.10.2004
За десять лет существования рейтинга он удвоился как количественно, так и качественно

Во-первых, удвоился объем реализации двухсот крупнейших промышленных компаний в долларовом выражении с 96,9 до 197,8 млрд долларов. Во-вторых, вдвое удлинился и сам список - теперь в нем уже не 200 промышленных, а 400 компаний всех отраслей экономики.

Единый знаменатель

Когда мы готовили первую публикацию рейтинга крупнейших компаний, мы уже сознавали ограниченность нашего проекта. Даже в такой супериндустриальной стране, как Россия, были не только промышленные гиганты, но и крупные сервисные компании. Достаточно лишь вспомнить о монополиях связи, транспорта. С тех пор вполне прочно встали на ноги банки, страховые компании, ИТ-индустрия, строительные корпорации, розничная торговля и т. д. Список одних лишь промышленных компаний попросту изжил себя.

И все-таки промышленным наш список изначально был не случайно и не из-за политэкономических догматов 30-х годов. Дело в том, что крайне сложно найти единый, наглядный экономический показатель, который бы позволил сопоставить компании разных сфер деятельности. Наши зарубежные коллеги чаще всего используют капитализацию (рыночную стоимость) компании. Этот показатель чудо как хорош, но ровно столь же и ущербен. С одной стороны, он применим к любой отрасли и оценить его довольно просто: берешь биржевые котировки и умножаешь на количество акций. Рейтинг можно составлять хоть три раза на дню. Но с другой стороны - кто берется утверждать, что тот же Microsoft можно продать за ту цену, которая следует из биржевых котировок? А сколько раз можно было наблюдать едва ли не кратное изменение котировок по пустячным, казалось бы, поводам. Даже при том что промышленность просто в силу своей природы - один из наиболее инерционных секторов экономики. Серьезные трансформации даже при наличии многомиллиардных инвестиций требуют не один десяток лет.

В России отрицательные качества капитализации вообще искажают результат до неузнаваемости. Во-первых, крупные компании в большинстве своем до сих пор не котируются. Достаточно сказать, что из 400 крупнейших компаний капитализацию оценить удалось только для 80. Во-вторых, если на бирже и удастся обнаружить котировки акций компании, то это отнюдь не означает, что они реально торгуются. Скажем, среди банков единственную blue chip имеет Сбербанк. А крупный завод, согласно котировкам, может стоить дешевле ларька в спальном районе.

Поэтому мы предприняли серьезные усилия, чтобы сконструированные нами такие показатели результатов деятельности непромышленных компаний были максимально содержательно близки к показателю объема реализации промышленных фирм - этим показателем мы успешно пользовались в течение десятилетия.

Удивительно, но ровно такая же идея в свое время пришла в голову составителям одного из наиболее популярных западных списков - Fortune-500. Нашим зарубежным коллегам потребовалось сорок лет для подготовки такого шага (Fortune-500 в этом году отпраздновал полувековой юбилей), нам - вчетверо меньше.

Казалось бы, и десятка лет многовато, если можно воспользоваться примером ид

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (437) 4 октября 2004
    Антитеррор и демократия
    Содержание:
    Образцовая модель хаоса

    Партизанская война против американцев и их местных марионеток охватила все регионы и вовлекла все этнические и религиозные общины Ирака. Однако в преддверии президентских выборов в США и республиканцы, и демократы продолжают настаивать на идее экспорта демократии в мусульманский мир

    Международный бизнес
    Реклама