Первое, что стоит отметить в российских телекоммуникациях, - это их феноменальный рост. Уже три года подряд рынок услуг связи в РФ растет на 30-40% в год. В 2003 году объем рынка, по официальной статистике, достиг 359 млрд рублей. Связисты в основном работают "по-белому" и компании их достаточно прозрачны, так что это тот редкий случай, когда статистика близка к истине. Нынешний год, судя по первому полугодию, не станет исключением - рост составил 35%.
Движущей силой рынка выступают компании мобильной связи. Число сотовых абонентов практически удваивается уже шесть лет подряд. В этом году число абонентов перевалит за 60 млн, то есть услугами мобильной связи будут пользоваться более 40% россиян. Ни один аналитик рынка ни три, ни два года назад не решался предсказать столь бурного развития сотовых сетей. В этом году аналитики уже перестали давать конкретные прогнозы.
На чем же зиждется столь страстная любовь россиян к мобильному телефону? Здесь сошлось много факторов: и удобство мобильной связи, и ее престижность, и прогресс в области дизайна мобильных устройств, которые теперь уже не просто телефон, а средство самовыражения, и общий экономический рост, и почти честная и свободная конкуренция между сотовыми операторами, благодаря чему сотовая связь становится все доступнее. В конце 2003-го - начале 2004 года произошло знаменательное событие - доходы оператора мобильной связи с одного абонента в месяц (в среднем по России) сравнялись с доходом на линию традиционного оператора фиксированной связи. Сотовые сети стали настоящей альтернативой проводным.
Естественно, что доходы сотовых компаний растут не так быстро, как число абонентов (за 2003 год - на 82%, за первое полугодие 2004 года - на 58%), но все предприятия остаются прибыльными. Стремясь покрыть все больше территорий, и не только российских (все лидеры работают и в СНГ), компании на ходу пересматривают инвестиционные планы - в сторону увеличения. Крупнейшая сотовая компания РФ "Мобильные телесистемы" (МТС) увеличила прогноз инвестиций на 2004 год с 1,2 млрд до 1,4 млрд долларов. Второй по числу абонентов "Вымпелком" - с 920 млн до 1,1 млрд долларов, а идущий третьим "Мегафон" - с 670 млн до 800 млн долларов.
Услуги фиксированной связи развивались медленнее, но тоже неплохо. В некоторых сегментах, например в IP-телефонии, доходы операторов росли почти с той же скоростью, что и у сотовых компаний (по оценкам IKS-Consulting, за 2003 год - на 50%); объем трафика, переданного по Интернету, вырос на 113%. Впрочем, столь же быстро падала и маржа. Совсем другая природа роста была у компаний "Связьинвеста" - большей частью за счет увеличения регулируемых государством тарифов на местную связь. Консолидированная выручка предприятий холдинга за 2003 год выросла на 27%. Но аналитики сомневаются, что такие темпы могут сохраниться в ближайшей перспективе.
Ускоряется консолидация отрасли. Три ведущие группы, которые начали оформляться еще пять лет назад, раздвигают свой ареал обитания. АФК "Система" - лидер первой группы, ведет свою региональную экспансию главным образом за счет МТС (своего совместного предприятия с Deutsche Telekom). МТС скупила пол-России и теперь двинулась в СНГ.
"Альфа-групп" - главное действующее лицо второй группы - в партнерстве с норвежской компанией Telenor ведет экспансию по двум магистральным направлениям. В мобильной связи "Вымпелком" ускоренными темпами сам строит сети в регионах и своим агрессивным маркетингом теснит конкурентов; в фиксированной связи "Голден телеком" приобретает региональные сети. Правда, главный проект по консолидации - присоединение крупного оператора связи "Комбеллга" - прошел не очень удачно. Синергитического эффекта не было достигнуто, так как менеджмент "Комбеллги" в "Голдене" не прижился и уже почти весь покинул компанию.
Расширение третьей группы, условно называемой "питерские", носит более сложный и непрозрачный характер, оно основано не только на деньгах, но и на административном ресурсе: есть ощущение, что министр информационных технологий и связи Леонид Рейман покровительствует определенным проектам. Официальный и вполне рыночный рост показывают только сотовый оператор "Мегафон" и несколько компаний, оказывающих услуги связи в Петербурге. Но "Мегафон" сейчас не вполне питерский: в августе 2003 года его блокирующим пакетом завладела "Альфа-групп", и с тех пор стороны ведут грязную борьбу. Все остальные проекты официально не оформленного холдинга так или иначе связаны с отбором бизнеса у компаний полугосударственного "Связьинвеста". Это и отчуждение прибыльного бизнеса у "Ростелекома" (проект магистрального IP-оператора РТКОММ), и формирование нового оператора мобильной связи "Скайлинк" за счет скупки у региональных "дочек" "Связьинвеста" по минимальным ценам сотовых компаний, работающих в устаревшем стандарте NMT-450, и проводка большинства сделок "Связьинвеста" через лизинговые схемы карманной компании "РТК-Лизинг".
Останется ли место на рынке для маленьких компаний? Пока оно есть почти во всех секторах. И именно благодаря небольшим фирмам на рынке появились многие инновационные услуги. Буквально за год возникла армия поставщиков контента для мобильных телефонов. В прошлом году его продано более чем на 100 млн долларов. За счет средних компаний растет бизнес IP-телефонии. На подходе новые виды сервиса - мультимедийные услуги, от скачки фильмов по обычным телефонным проводам до прямой ТВ-трансляции на экраны компьютеров.
Может ли что-то остановить бурное четырехлетнее развитие российского телекома? В целом рынок пока не насыщен, но две явные опасности есть. Телекоммуникационные услуги очень тесно связаны с общим внутренним спросом. Как только что-то в экономике начинает работать не так, трафик сразу падает. А сейчас в России есть немало предпосылок для стагнации. Не меньшую опасность предоставляет тенденциозное регулирование. Проверки Госсвязьнадзора и необоснованные претензии к операторам уже вошли в практику отечественного телекоммуникационного бизнеса. В прошлом году был принят новый Закон о связи - документ неоднозначный, он может изменить положение дел в отрасли как в сторону развития конкуренции, так и в сторону все большей централизации и подчинения. Все зависит от того, какие подзаконные акты в конце концов напишет Мининформсвязи. Пока их нет, операторы и производители оборудования не могут получить ни номера, ни сертификаты, ни частоты.