После долгих раздумий российское правительство решило, как распорядиться средствами стабилизационного фонда, в котором уже накоплено около 12 млрд долларов. По поручению Белого дома полученные сверхдоходы Центробанк будет инвестировать в госбумаги высшей категории надежности 14 наиболее развитых стран мира. Достойное решение.
Поддержать трещащие по швам бюджеты США, Франции, Германии - видимо, так понимает для себя социальную ответственность власти российское правительство. В то время как внутри страны социальные расходы, расходы на образование и медицину подвергаются тотальной ревизии, поддержать социалку развитых стран - святое дело. Ощутимо повысить зарплату учителям, видимо, никак нельзя - будет резкий всплеск инфляции. Перераспределить налоговые поступления в пользу регионов - опасно. Снизить налоги для малого бизнеса (а то и вернуть часть уплаченных налогов) - руки отвалятся. Построить современные тюрьмы в стране, где сотни тысяч людей заживо гниют в нечеловеческих условиях, - западло. Кому нужен такой бюджетный профицит? Кому нужно такое правительство?
Скажут: стабфонд - это гарантия от повторения кризиса 1998 года, это резерв на случай снижения цен на нефть. Все это лукавство. Откуда возьмутся доллары для конвертации 350 млрд рублей? Из тех же резервов ЦБ, которые и без того вкладываются в иностранные госбумаги. Из тех долларов, которые не попадут в резервы ЦБ, потому что их на рынке купит правительство. Потому никакой дополнительной защиты от валютной нестабильности вложения средств стабфонда в иностранные долги не дадут.
Никакой экономической целесообразности у данного решения нет вообще. Это даже не стерилизация, ведь до этого средства стабфонда хранились на счетах в ЦБ. Это и не расчет на получение доходов: глупо вкладывать деньги в чужие долги под 1-2% годовых, когда стоимость обслуживания российских долгов в разы выше. Как обесценивались сбереженные правительством деньги (из-за инфляции), так и будут обесцениваться.
Высокие цены на сырье - главный источник сверхдоходов российского бюджета - стимулируют инфляцию и в развитых странах. Причем сами они не слишком этому сопротивляются. Ведь, например, несмотря на постоянные призывы к странам ОПЕК увеличить добычу, развитые страны (и прежде всего США) не только не продают нефть из стратегических резервов, но, напротив, форсированно наращивают их. А значит, вопреки всем заявлениям об опасности высоких цен на сырье для экономического роста американцы не рассматривают нынешние цены как действительно очень высокие. (В этом есть определенная логика, поскольку инфляционные процессы сегодня на руку экономике США - это позволяет надеяться на плавное сгорание накопленных всеми экономическими агентами колоссальных долгов и избежать дефляционного сценария кризиса, который был бы куда более жестким, чем кризис инфляционный.)
Вся правительственная риторика вокруг стабилизационного фонда свидетельствует о том, что российская власть не понимает, как функционирует современная экономика. Не понимает, что такое деньги. Бессмысленно копить свои собственные деньги, если у тебя есть работающий механизм рефинансирования банковской системы: Центральный банк напечатает столько, сколько будет нужно, и, например, через рынок гособлигаций закачает их в экономику. Вот маленькая Норвегия в принципе не может иметь более или менее самодостаточной финансовой системы, для нее госинвестиции на внешних рынках естественны. Для России это неестественно.
Разговоры вокруг стабфонда заслоняют собой тот факт, что у нас в стране нет нормальной финансовой системы, которая позволяла бы решать задачи рециклирования доходов от сырьевого экспорта и стимулирования экономического роста в кризисных условиях. И власти ничего не делают, чтобы такая система появилась (скорее, даже мешают этому). Понятно почему, ведь даже свалившимися с неба деньгами толком распорядиться не могут. Боязливость отечественного правительства поражает. Ведь можно было бы, пользуясь благоприятной рыночной конъюнктурой, сформировать бюджет с весьма незначительным по меркам развитых стран дефицитом, к примеру 2% ВВП. Выпустить под этот дефицит десятилетних рублевых гособлигаций на 10 млрд долларов (2% ВВП по обменному курсу). Да потратить накопленный стабфонд - по прогнозам, 20 млрд долларов к концу года. Раз уж у нас война, направить эти деньги на закупку современных вооружений да на повышение зарплат силовикам, чтобы можно было с них спросить по-настоящему (много бы еще на что хватило). Так и ВВП к 2010 году ненароком можно удвоить.
Вместо этого правительство копит деньги, которые в условиях будущего кризиса все равно нельзя будет использовать, потому что вброс новых денег в неработающую финансовую систему ни к чему, кроме как к росту оттока капитала и дополнительному давлению на обменный курс, не приведет.