Квотный рефлекс

Русский бизнес
Москва, 11.10.2004
«Эксперт» №38 (438)
Дефицит мясного сырья привел к росту цен на готовую мясную продукцию. Остановить его можно, только если пересмотреть действующую систему квотирования импорта

В России дорожает колбаса и другие мясопродукты. В начале октября сразу несколько крупнейших московских мясокомбинатов - "Черкизовский", "Микоян", "Кампомос", "Останкинский" и другие - заявили о резком повышении отпускных цен. Как объясняют в компаниях, причиной тому - дефицит сырья и постоянный рост цен на него. Но есть и другая версия - крупнейшие производители хотят повлиять на ход обсуждения режима квотирования.

Историческо-страновой принцип

Действующая ныне система квотирования импорта мяса была введена в январе 2003 года, чтобы защитить российских сельхозпроизводителей от постоянно растущего, ничем не регулируемого импорта продовольствия, тем более что правительства западных стран существенно дотировали своих сельхозпроизводителей. Наиболее жесткие ограничения были наложены на импорт мясного сырья. Сегодня объемы его ввоза ограничены квотами, которые Минэкономразвития ежегодно распределяет среди российских закупщиков и стран-поставщиков по так называемым историческому и страновому принципам. На 2004 год в Россию разрешено импортировать 420 тыс. тонн мороженой и 275 тыс. тонн охлажденной говядины, 450 тыс. тонн свинины и 1,05 млн тонн мяса птицы. Выбор российских компаний-импортеров осуществляется по "историческому" принципу: 90% квот делятся среди закупщиков пропорционально тем объемам, которые они ввозили в предыдущие годы. А потому приоритетный доступ к сырью получают крупнейшие импортеры мяса, трейдеры и крупные производители готовой продукции. Оставшиеся 10% продаются на открытом аукционе - только здесь прямой доступ к сырью без посредников могут получить небольшие и средние производители, а также новички рынка. "Страновой" же принцип означает жесткое распределение квот между странами-импортерами. Сегодня самая большая доля у США - на эту страну приходится 74% всего мясного импорта, следом идут страны ЕС - 18%.

Все согласны с тем, что введение квот упорядочило мясной рынок - число импортеров сократилось с нескольких тысяч до 300 компаний, менее острой стала проблема теневого импорта и контрабанды. Но и минусы квотирования тоже ясны. Из-за "исторического" принципа распределения доступ к импортному мясу получает ограниченный круг игроков, что явно не способствует развитию здоровой ценовой конкуренции. Играет отрицательную роль и "страновой" принцип. Цены на мясо в ЕС и США, а именно на них приходится львиная доля квот, сегодня очень высоки, покупать же более дешевое мясо, например, в странах Латинской Америки, которые становятся ведущими поставщиками мяса в мире, российским компаниям нельзя. Немудрено, что каждый год распределение квот МЭРТ сопровождается скандалами. Нет и механизма быстрой замены страны - поставщика мяса, если к ее продукции возникли претензии со стороны Ветеринарного надзора, - на рынке сразу образуется дефицит. Вспомним хотя бы о "неблагополучной эпизоотической обстановке" в США, странах ЕС, Бразилии и Китае в 2004 году или о введении нового Единого ветеринарного сертификата этим летом, из-за чего были остановлены пост

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №38 (438) 11 октября 2004
    Киотский протокол
    Содержание:
    Политический размен

    Россия согласилась на ратификацию Киотского протокола в обмен на поддержку Евросоюзом ее членства во Всемирной торговой организации

    Наука и технологии
    Реклама