За и Против

11 октября 2004, 00:00

Окажет ли объединение "Газпрома" и "Роснефти" среднесрочное повышательное давление на российский фондовый рынок?

ЗА

Дмитрий Царегородцев (аналитик инвестиционной компании Rye, Man & Gor Securities).

Правительство, действуя несколько интуитивно, в итоге принесло рынку пользу: сделка "Газпром"-"Роснефть" задумывалась исключительно как технический прием для получения государством контрольного пакета, а в результате вызвала тектонический сдвиг на рынке акций самой крупной и потенциально самой дорогой российской компании. Благодаря формализации госконтроля открыта дорога уже подготовленной программе повышения капитализации "Газпрома", запуск которой до сих пор задерживался. После снятия "водораздела" - разделения рынка газпромовских акций на внутренний и внешний - в акции "Газпрома" хлынет поток денег западных фондов. Это произойдет во многом чисто механически, за счет включения "Газпрома" в глобальные индексы или увеличения его доли в них.

Как фактор, стимулирующий рынок, можно рассматривать и возможный выкуп "дочек" "Роснефти". В масштабах российского фондового рынка это заметная операция. Во-первых, на семь имен, то есть почти на треть, сократится второй эшелон нефтянки. Он и сейчас представлен всего двумя дюжинами наименований, а через полтора года мы, видимо, останемся с семью-восемью торгуемыми компаниями (помимо группы "Роснефти" рынок могут покинуть дочерние компании ТНК-ВР). Во-вторых, если выкуп пройдет по справедливым ценам, остальные компании получат новые, несомненно более высокие ценовые ориентиры. В-третьих, на рынок попадут новые деньги в объеме нескольких сотен миллионов долларов (стоимость free float компаний из группы "Роснефти"), которые инвесторы направят в другие компании и секторы.

Происходящее явно отражает тенденцию последних лет - рост конкуренции за инвестора. Инвесторы все внимательнее выбирают объекты вложения, и компаниям приходится становиться "более скучными", уделять больше внимания работе с акционерами, давать более актуальную информацию.

ПРОТИВ

Алексей Ведев (генеральный директор аналитической лаборатории "Веди", директор Центра развития).

Сделка по поглощению "Газпромом" "Роснефти", которая приведет к либерализации акций холдинга, является абсолютным позитивным фактором для рынка. Осознавая это, правительство согласилось на раскрытие информации по ней еще задолго до окончательной проработки механизмов осуществления. Это было сделано в том числе с целью погашения мощной волны негатива по ЮКОСу, Беслану и анонсированной политико-административной реформе. Помимо роста капитализации холдинга сделка даст фондовому рынку новый, более высокий статус в группе развивающихся, а экономику в целом приблизит к кредитному статусу "инвестиционный".

Однако пока не очевидно, что сделка действительно состоится именно в том виде, в котором представлена. Поглощение "Газпромом" "Роснефти" актуализирует явные риски, которые весь этот позитив могут перечеркнуть.

Во-первых, не проработан собственно механизм осуществления сделки. Нет ни реальных идей ее проведения, ни "администраторов" сделки. Отсутствие четкой программы реализации проекта может привести к торможению проведения поглощения, разочарованию инвесторов и новому витку стагнации на фондовом рынке.

Во-вторых, если с реализацией идеи будет затянуто (максимальный срок на реализацию сделки, очерченный аналитиками и юристами, - шесть-восемь месяцев), то это породит высокую волатильность сектора и рынка в целом, усилит класс спекулятивных инвесторов и воспрепятствует нормальному расширению финансового рынка (в условиях сильных спекулятивных настроений размещение на рынке новых акций, например второго эшелона, или просто увеличение ликвидности уже обращающихся практически невозможно).

В-третьих, нельзя исключить проведение сделки в обход законодательства, с ущемлением прав миноритарных акционеров. Речь может идти, например, об изменении устава, с тем чтобы избавить государство от обязанности делать предложение миноритариям о выкупе акций холдинга. Возможно, подобная ситуация и не вызовет возражений со стороны мелких акционеров - так как скорейшая реализация сделки повлечет рост цен акций, что им, безусловно, выгодно. Однако нарушение прав миноритариев создаст плохой прецедент, породит угрозу "отложенных" судебных дел. И вряд ли останется незамеченным международным инвестиционным сообществом и рейтинговыми агентствами.

В-четвертых, крупная газо-нефтяная компания резко ослабит конкурентоспособность прочих отраслевых компаний и в ближайшие годы скорее затормозит развитие отрасли, нежели ускорит его.