Рождение ритейла

Спецвыпуск
Москва, 18.10.2004
«Эксперт» №39 (439)
Усилиями государства в России появился полноценный розничный страховой рынок - ОСАГО. Вывод на массовые продажи других продуктов будет зависеть уже от самих страховщиков

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) - бурно развивающийся сегмент российского страхового рынка. Теперь полисы ОСАГО можно приобрести в банках, салонах связи, автосалонах, супермаркетах. Конкурентная борьба на рынке ОСАГО вынудила страховщиков, стремящихся донести свои услуги до максимально широкого круга потенциальных клиентов, заняться ритейлом. Миллионы клиентов-автовладельцев на рынок привело государство, обязав этих граждан, в большинстве своем не заинтересованных в страховании, пользоваться услугами страховщиков. Но ОСАГО по сути является единственным на российском рынке продуктом, пригодным для ритейла. До создания полноценных финансовых супермаркетов российскому страховому рынку еще далеко.

Страхование жизни в России не развито, а добровольные виды личного страхования в своем развитии ограничены финансовыми возможностями населения. К сожалению, рынок страхования физических лиц в современных российских условиях может развиваться лишь благодаря обязательному страхованию, привлекающему внимание граждан к страховой отрасли.

Сейчас полисы ОСАГО можно купить чуть ли не в булочной. Но только их - все прочие страховые продукты компании распространяют по старинке, через агентскую сеть. Этот вид продаж как был основным, так и остается. Но российский рынок страхования развивается, и в будущем компаниям понадобится более разветвленная система продаж. Самыми перспективными сегодня являются развитие интернет-страхования и банковско-страхового сотрудничества (bankassurance).

Интернет-ритейл

Бурный рост интернет-коммерции коснулся и рынка страховых услуг. Сейчас практически каждая компания имеет свой сайт, на многих из них предлагается купить полисы. Но радужные прогнозы, которые строились в отношении электронных продаж, себя не оправдали. Лишь некоторым удается за год заключить через Интернет с тысячу договоров или собирать таким образом более одного процента от всех взносов. Почему же доля интернет-продаж так ничтожна?

Во-первых, российская интернет-аудитория в большинстве своем пассивна и не доверяет интернет-продажам, которые в США и европейских стран стали делом обыденным. Кстати, даже и в этих странах интернет-продажи собирают 2-3% совокупной премии, в отдельных видах этот показатель может достигать 5%.

Во-вторых, через Интернет предоставляется ограниченное число услуг - массовые стандартизованные страховые продукты (страхование автогражданской ответственности, страхование выезжающих за рубеж и т. д.), не требующие глубокой проработки рисков.

Наконец, продажи через Интернет сдерживает отсутствие соответствующего законодательства, регулирующего коммерцию в сети. В частности, в России до сих пор отсутствует закон об электронном документе и электронной подписи, без которых неизбежен непосредственный контакт страхователя со страховщиком.

Есть, конечно, у интернет-страхования и свои преимущества - простота доступа к информации, интерактивность, широта выбора. Полис, заказанный через Интернет, обходится на 10-30% дешевле. Но

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (439) 18 октября 2004
    Экспорт капитала
    Содержание:
    Призрак русского империализма

    Российские компании всех уровней энергично скупают активы по всему миру. Особым центром притяжения русских денег стала Европа. Приобретая европейские компании у беспечных наследников истинных буржуа, русские получают доступ к новым рынкам, современным технологиям и дешевым финансам

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    На улице Правды
    Реклама