Купить, состарить и продать

18 октября 2004, 00:00

О специфике московского рынка аренды грузоподъемной техники "Эксперту" рассказал генеральный директор компании "УВН Техника" Павел Бутнинг.

- Рынок аренды строительной техники, в том числе грузоподъемной, начал развиваться в Москве в середине девяностых. Первопроходцем была российско-финская компания, которая предоставляла в аренду бетононасосы, несколько башенных кранов, малую механизацию. В 1995 году на российский рынок вышла финская фирма Pekkaniska. Спрос на ее услуги прежде всего предъявили многочисленные иностранные строительные подрядчики, которые хотели работать на привычной для них технике. Я был одним из первых сотрудников российской "дочки" Pekkaniska. Мы начинали с одного крана, а в 1997 году их было уже больше десяти, в основном самоходные. Если удавалось найти заказчика, который был готов взять технику больше чем на месяц, кран тут же доставлялся из Хельсинки в Москву, а затем "обрастал" заказчиками и оставался в России надолго.

В 1997 году произошел внутренний конфликт между владельцами фирмы, техника была вывезена в Финляндию, но коллектив остался. Нам удалось взять краны в аренду и продолжить бизнес. Фирма получила название Rentakran, правда, ее владельцами остались финны. В то время начало активно развиваться новое направление бизнеса - аренда башенных кранов. Мы наладили контакты с французским производителем кранов Potain, стали закупать у французов технику и сдавать в аренду. А осенью 1998 года, после кризиса, я ушел из Rentakran и решил открыть собственную компанию - "УВН Техника". Сначала мы арендовали технику у других организаций, где она простаивала, и сдавали ее в субаренду. Постепенно наладили отношения с немецким производителем кранов Liebherr, начали закупать технику. Сейчас у нас уже семь самоходных кранов, а парк башенных кранов насчитывает двадцать пять единиц. При этом у нас есть один из самых больших самоходных кранов в Москве - грузоподъемностью двести пятьдесят тонн.

- Техника находится у вас в собственности?

- Да. За исключением большого крана, который приобретен по лизинговой схеме, потому что он очень дорогой - около полутора миллионов евро. У нас налажены контакты с заводом-изготовителем, который поддерживает компанию, предоставляет скидки, рассрочки. Еще одно преимущество такого партнерства - техническое сопровождение. Мы всегда можем получить техническую консультацию прямо на заводе. Кроме того, у нас есть грузопассажирские подъемники, телескопические погрузчики.

- Техника не простаивает?

- У нас нет свободной техники. Более того, мы продолжаем закупать новое оборудование. Раз в два месяца завозим в Россию кран. Повышенным спросом пользуются большие краны, грузоподъемностью десять-двенадцать тонн. Кстати, в Москве всего около тысячи башенных кранов (включая и импортные, и отечественные). Этого явно не достаточно.

- Какие компании пользуются вашими услугами?

- Разные. Наши краны арендовал, например, "ДОН-строй". Правда, сейчас эта компания предпочитает самостоятельно закупать технику и эксплуатировать ее. К нашим услугам прибегали "Крост", МФС-6, "Строймонтаж". Но вообще-то большинство наших клиентов не застройщики, а подрядные организации. С заказчиками строительства мы очень редко имеем дело. Как правило, заказчик заключает договор от своего имени, если подрядчики на объектах часто меняются.

- В каких случаях приобрести кран в собственность выгоднее, чем арендовать?

- Если башенный кран нужен на срок более полутора лет, то брать его в аренду экономически невыгодно. Лучше его приобрести, а со специализированной организацией заключить договор об эксплуатации. Некоторые сейчас так и поступают. Эта услуга стоит примерно половину месячной арендной платы. В свою очередь, арендная плата зависит от размера крана, его грузоподъемности. Разброс цен - от пяти до двадцати пяти тысяч долларов в месяц. Кстати, арендные ставки в России на порядок выше, чем в Европе.

- Арендный бизнес привлекателен с точки зрения доходности?

- Наш бизнес заключается в том, чтобы купить кран, состарить его и продать. По сути дела, прибыль - это та цена, которую ты получишь за "секонд-хэнд". То, чем мы занимаемся, можно еще назвать операционным лизингом. Но в среднем башенный кран окупает себя примерно за два года, если принять во внимание все расходы - техническое обслуживание, персонал. Кстати, пока у нас нет еще ни одного крана, который отработал бы свой ресурс. Срок службы башенных кранов Liebherr - пятнадцать лет до первого обследования и капремонта. Но по мере приближения этого срока мы, возможно, будем краны продавать.

- Если это доходный бизнес, почему же новые игроки нечасто выходят на этот рынок?

- Потому что это очень специфический бизнес, много технических и бюрократических сложностей. Во-первых, любой грузоподъемный механизм должен быть сертифицирован и разрешен к применению в России. Владелец должен иметь два документа - сертификат соответствия нашим стандартам (для таможни при ввозе), а также разрешение на применение данного крана иностранного производства, которое выдает Госгортехнадзор России. Может быть, у многих западных фирм, которые занимаются арендой техники, есть незадействованные мощности. Но им сложно временно ввезти свои простаивающие краны сюда: помимо таможенных барьеров у нас температурный режим другой, особые нормы по ветровым нагрузкам. Во-вторых, особые требования к технике предъявляет Госгортехнадзор. Например, краны должны оснащаться различными электронными системами, контролирующими зону их работы, координатной защитой, "черным ящиком". Это связано с высокой плотностью застройки в Москве. Очень непросто работать в соответствии с нашими нормами и правилами. Например, стандартная осевая нагрузка для большого самоходного крана Liebherr по европейским стандартам - двенадцать тонн на ось. А у нас до сих пор дороги строят из расчета восемь тонн на ось. Теоретически здесь такой кран передвигаться не может. Очень трудно получить разрешение на переезд, особенно по федеральным трассам. Для этого необходимо составлять специальный проект.

Отечественным фирмам начинать арендный бизнес с нуля крайне сложно - рынок требует больших капитальных вложений. Во-первых, в Москве дорогая земля, тогда как арендной компании требуется большая по площади производственная база. Во-вторых, надо не менее двухсот тысяч евро, чтобы купить первый кран и привезти его в Россию. Возможно, когда заработает система долгосрочного банковского кредитования, эти проблемы будут сняты. Нынешние же российские условия кредитования и лизинга непривлекательны, они делают технику дороже в два раза - приобретать ее на таких драконовских условиях попросту нерентабельно.