Быть повсюду одновременно

Василий Сычев
25 октября 2004, 00:00

Чтобы оставаться на плаву, американской компании General Electric необходим постоянный рост на 8-10% в год. Этого невозможно достичь, если не вести бизнес по всему миру

General Electric - многопрофильная технологичная компания. В последние годы она занимает верхние строчки в рейтинге капитализации компаний мира, конкурируя с Microsoft. Главной целью компании является глобализация бизнеса. Это одна из немногих корпораций, которая стремится вести бизнес в каждой стране мира, что для компании, специализирующейся на высокотехнологичном производстве, довольно непросто. О специфике работы GE и ее глобальных планах "Эксперту" рассказал президент и главный исполнительный директор по Европе, Ближнему Востоку, Африке, Латинской Америке и Канаде Фердинандо Беккалли.

Распределить приоритеты

- Как вам удается руководить компанией в столь большом количестве столь разных регионов?

- Главное, что мы делаем, работая в разных регионах, - распределяем приоритеты и очерчиваем круг интересов компании. Например, Россия. Мы считаем, что России нужна модернизация инфраструктуры, поэтому здесь мы делаем упор на бизнес, который занимается развитием инфраструктуры: GE Energy, GE Transportation, GE Healthcare и GE Consumer Finance.

Определившись с задачами, остается наладить отношения с необходимыми людьми, вот и все. Это достаточно просто, кроме того, это интересно, ведь я постоянно в дороге (на деловые поездки у меня уходит от восьмидесяти до девяноста процентов рабочего времени). И мне это нравится.

- А что GE делает в России в плане модернизации инфраструктуры?

- Возьмем железнодорожный транспорт. Наша компания начала с того, что мы приобрели российский тепловоз и отвезли его в США. Там мы добавили в его конструкцию собственные технологии и доставили его обратно в Россию. Затем в течение девяти месяцев проводили испытания в зимних и летних условиях (зимой на севере, летом - на юге). Модернизированный тепловоз выдержал все тесты, а результаты превзошли все наши ожидания. Они понравились и специалистам ОАО РЖД, и сейчас мы собираемся внедрять эти технологии в России. Мы ведем переговоры с руководством РЖД о сотрудничестве и об открытии совместного предприятия - мы собираемся построить в Ленинградской области завод по производству дизельных двигателей. Кроме того, наши инженеры совместно со специалистами из РЖД займутся разработкой локомотива будущего. И это лишь первый наш шаг из запланированных трех на пути к производству в России тепловозов и их экспорту за рубеж (с началом серийного производства российская сторона получит возможность экспортировать локомотивы и компоненты на 90-110 млн долларов в год. - "Эксперт"). Как видите, мы приложили большие усилия, и наши идеи не должны остаться нереализованными. Помимо железнодорожного транспорта нам есть что предложить нашим российским заказчикам в нефтяной, газовой и энергетической отраслях.

- Не так давно появились слухи, что, открыв дизельный завод в Ленинградской области, вы закроете аналогичное производство в США.

- Это не совсем так. Речь всегда шла о переносе части технологий в Россию, но мы никогда не собирались закрывать производство в США. Это всего лишь расширение нашего бизнеса.

Обреченные на рост

- Каковы критерии, в соответствии с которыми GE выбирает ту или иную страну для расширения своего бизнеса?

- У нас нет особых предпочтений, мы не говорим: мы пойдем туда, а вот туда не пойдем. Дело вот в чем: чтобы оправдывать инвестиции наших акционеров, нам необходимо ежегодно расти на восемь-десять процентов. Наш доход - сто пятьдесят миллиардов долларов, а это значит, что при восьмипроцентном росте мы должны каждый год прибавлять к нашему доходу еще около тринадцати миллиардов долларов. Чтобы расти такими темпами, мы должны быть везде. Сказать, что сегодня мы идем в Латинскую Америку, а завтра мы идем в Россию, было бы неправильно. Правильно так: сегодня мы идем в Латинскую Америку и сегодня же - в Россию, а наш бизнес будет эффективно развиваться и там, и там. Для нас важен каждый регион. Хотя приоритеты, конечно же, есть. Так, сегодня мы решили вернуть себе лидирующие позиции на Ближнем Востоке и в Африке.

- Какие трудности в развитии бизнеса наиболее типичны для России?

- Россия ничем не отличается от других регионов. Конечно же, людям нравится думать, что они не такие, как все. Русские уверены, что они особенные, американцы считают, что это они особенные, а англичане не сомневаются в собственной "особенности". Но на самом деле единственная разница между нами - географическое положение. Когда я начинал свою карьеру, я работал в США. Потом в Бельгии, Японии, многих других странах мира и могу с уверенностью сказать: мы все одинаковые. У нас одинаковая мотивация, и мы боимся одних и тех же вещей.

- Поговорим о GE Capital. За счет чего этот бизнес приносит до сорока процентов дохода компании каждый год?

- Отделения GE Capital как такового больше не существует. Этот бизнес был разбит на четыре подразделения: одно занимается малым и средним бизнесом, другое - потребительским финансированием, третье - страхованием, четвертое - лизингом. Чтобы приносить больший доход, каждое из них нуждается в собственном управлении. Правда, сегодня нам уже приходится искусственно тормозить наше финансовое направление, чтобы оно не приносило более сорока процентов.

- Недавно GE приобрела российский ДельтаБанк. Каковы краткосрочные и долгосрочные перспективы такого расширения бизнеса?

- Это приобретение позволит GE предоставлять в России все виды финансовых услуг, которые мы предлагаем на данный момент во всем мире. ДельтаБанк сейчас занимается в основном операциями с кредитными карточками. При этом он может работать и в других сегментах, таких как лизинг, ипотека, кредитование. Развитие этого бизнеса в России - очень хорошая возможность для компании. Приведу один пример. Двенадцать лет назад мы приобрели два банка в Польше. Тогда их совокупный оборот на рынке потребительского кредитования составлял пятнадцать миллионов долларов. Сегодня эти банки ежегодно выдают кредиты примерно на два миллиарда долларов. Примерно то же самое мы собираемся сделать и в России. Если не лучше: Россия все-таки побольше Польши.

Без науки нет движения

- GE принадлежат научно-исследовательские центры в США, Китае, Индии и Германии. Каким образом распределены между ними сферы исследования?

- Научный центр в США - это центр всей нашей исследовательской деятельности. В нем работает множество людей, он занимает обширные площади. Оттуда осуществляется руководство всеми исследованиями. Научный центр в Германии занимается углубленными исследованиями в области медицины. Кроме того, он займется исследованиями в области возобновляемых источников энергии, нанотехнологиями и разработкой материалов для автомобильной промышленности. Научный центр в Индии, как вы можете догадаться, занимается исследованиями в области программного обеспечения. Все оборудование, которое производит компания GE, и все оборудование, на котором работают сотрудники GE, оснащается нашим собственным программным обеспечением. Индийский центр также занимается разработками в области современных материалов. Научный центр в Китае многофункционален и занимается всем понемногу.

- В каких областях вы сотрудничаете с российскими научными центрами?

- Мы сотрудничаем с российскими инженерами в области энергетики и машиностроения (разработка двигателей). В Москве у нас работает группа из шестидесяти инженеров, которая занята различными разработками, в частности касающимися создания газовых турбин и силовых установок. Конечно, мы сотрудничаем с российской наукой и в других областях, но энергетику и двигатели считаем пока приоритетными направлениями. У России очень сильная научная база. Ваша страна знаменита талантливыми людьми, которые умеют использовать свои мозги. В наших планах - трудоустройство в GE около восьмисот российских научных специалистов.