Съедобное звено в цепи одиночества

25 октября 2004, 00:00

В российский прокат выходит "Открытое море" - минималистский, с бюджетом в 130 тыс. долларов, триллер, снятый на цифровую камеру без компьютерных эффектов и с участием минимума актеров.

Фильм этот был принят в Америке с неожиданным восторгом. Сначала он произвел фурор на Фестивале независимого кино в Санденсе, потом его ждал бешеный для малобюджетной ленты успех у зрителей (за два месяца проката он собрал более 30 млн долларов). Это тем более удивительно, что в нынешнем году нет недостатка в дорогостоящих блокбастерах, щекочущих зрительские нервы с помощью самых продвинутых технологий. В "Открытом море" все лаконично: без малого час экранного времени мы наблюдаем, как двое покачиваются на волнах, ожидая спасателей. Молодую пару, тихих и совершенно обыкновенных американцев из тех, на ком взгляд не остановится, по досадному недоразумению забыли в открытом море. Никто из почти двух десятков туристов, нежащихся на солнце и предвкушающих пляжное безделье, не замечает, что на их дайверском боте пустуют два места. Незадачливых дайверов хватятся только через сутки - и все это время им предстоит дрейфовать в океане.

Для того чтобы зрителям стало не по себе, незачем устраивать буйство стихии: безбрежный и бездонный океан и без того совершенно жуток - стоит только остаться с ним один на один. Незачем дорисовывать морских хищников - в районе съемок хватало настоящих, которых даже не приходилось уговаривать подплыть поближе к актерам. Все элементарно, как задачка из школьного учебника: два человека и один океан. Задачка эта между тем взята из жизни - лет шесть назад в Австралии действительно забыли двух дайверов в открытом море. Никто так и не узнал, что происходило с ними на самом деле - так что создатели фильма, режиссер Крис Кентис и продюсер Лора Лау, тоже, кстати, семейная пара, могли фантазировать без ограничений.

Фильм анонсировали как малобюджетный вариант "Челюстей"; однако вовсе не акулы здесь играют главные роли. Режиссер иногда как будто специально сбивает накал - к забытым всеми ныряльщикам подступает отчаяние, а зрителю показывают, что мир, окружающий его героев, совершенно спокоен. На поверхности океана неизменная мелкая рябь, по небу бегут облака, а на берегу наступает время коктейлей. По словам Кентиса, он хотел показать, что человек - "всего лишь звено в пищевой цепи". Видимо, в этом и кроется секрет успеха "Открытого моря": фильм напоминает о главном ужасе современного, "цивилизованного", человека - постоянно присутствующем в его жизни страхе одиночества. О том, что человеческой единице проще простого затеряться и исчезнуть - стоит кому-то сбиться со счета, как людское море сомкнется, и никто не заметит, что человека забыли.