Маленькие, но динамичные

Иван Рубанов
1 ноября 2004, 00:00

Казахские и туркменские частные нефтяные компании по темпам развития обогнали своих российских коллег. Интервью с Балтабеком Куандыковым, президентом одной из таких компаний - Nelson Resources, мы предлагаем читателю

Nelson Resources зарегистрирована в 1993 году на Бермудах. Капитал компании по происхождению казахский и западный. Капитализировалась сразу же после создания (сейчас ее акции торгуются на биржах в Торонто и Лондоне). Доля портфельных инвесторов в ее капитале сегодня составляет 42%. Удивительно, что годовая добыча компании - на уровне 2 млн тонн нефти, при этом капитализация ее достигала 1,5 млрд долларов. ЮКОС при таком соотношении показателей стоил бы 60 млрд долларов, а "Газпром" - 370 млрд. Похожим способом было создано большинство частных компаний, ныне добывающих нефть в Казахстане и Туркменистане. С ними-то и придется взаимодействовать в первую очередь российским нефтяным компаниям, когда последние все же решатся на экспансию в Каспийский регион.

- В Казахстане новые месторождения осваиваются в основном таким путем: с нуля создаются компании, в капитале которых участвуют как национальные, так и западные инвесторы. В чем преимущество этого подхода перед другими моделями устройства нефтяного бизнеса, например перед созданием крупных госкомпаний?

- Использование западных финансовых ресурсов и менеджмента позволяет мобильно решать разные вопросы - мы более свободны в способе использования финансовых средств и в возможностях привлекать финансовые ресурсы и западные технологии. В национальных казахстанских компаниях есть проблемы с привлечением западных инвестиций, есть ограничения на использование западного оборудования и подрядчиков - необходимы процедуры по госзакупкам, сложные тендеры, предпочтения для местного оборудования, партнеров и подрядчиков. У нас таких ограничений нет, мы ориентируемся только на выгодность условий сделки.

- Каково будущее вашей компании? Вырастет ли она до регионального лидера, или будет продана крупному транснациональному холдингу?

- Если придет время для поглощения - никуда от этого не денешься, это мировая практика. Сейчас наши планы связаны с наращиванием добычи нефти и укреплением нашей позиции как финансово независимой компании. Пока мы добываем около двух миллионов тонн на четырех крупнейших месторождениях и по этому показателю занимаем десятое место в Казахстане после крупных национальных и зарубежных компаний вроде "Казмунайгаза", "Тенгизшевройла", "Петроказахстана". Мы хотим стать наравне с лидерами нефтедобычи в нашей стране. Мы приняли план активного разбуривания на своих месторождениях и мы договорились с партнерами о реализации планов по активизации добычи на них, так что, думаю, в ближайшие три-пять лет наша компания станет по добыче одной из крупнейших в регионе. Есть планы и по транснационализации бизнеса.

- Упустили ли российские нефтяные компании свой шанс закрепиться в Каспийском регионе?

- Сейчас российские компании ведут себя в Казахстане достаточно активно, хотя они действительно упустили возможность активного участия в первом этапе бурного развития нефтедобычи и приватизации месторождений в Казахстане в 1992-1993 годах. В то время, как мне кажется, с их стороны была некоторая настороженность, они, может быть, не совсем верили нашим планам. Но чрезмерная осторожность была характерна и для некоторых крупных зарубежных ТНК, таких как Exxon, Amoco и другие. Возможно, они считали наши прогнозы слишком радужными, а программу освоения Каспия - слишком интенсивной. Во многих проектах на казахстанском шельфе не было российских партнеров, но сейчас они пытаются наверстать упущенное. В конце прошлого года "ЛУКойл" подписал два крупных контракта по разработке месторождений в морской акватории Казахстана - это месторождения Тюбкараган и Аташ, сейчас на них ведутся нефтепоисковые работы. "Роснефть" ведет интенсивные переговоры по поводу участия в проекте Курмангазы. Не каждая западная компания сейчас так активна в Казахстане, как россияне.