Кубань обязана быть богатой

Юлия Гончарова
1 ноября 2004, 00:00

Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев считает, что мэры городов и районов края должны находиться в прямом подчинении главе региона, а централизованное управление экономикой - главный путь повышения инвестиционной привлекательности края

Почти четыре года назад губернатор Краснодарского края Александр Ткачев вступил в должность, набрав на выборах в декабре 2000 года 82% голосов.

В политику Александр Ткачев пришел с поста генерального директора одного из лучших предприятий региона - выселковского "Агрокомплекса", удачно совмещая советскую систему управления сельским хозяйством с рыночными методами. Эту технологию он перенес и на уровень региона. Ткачев проводит жесткую кадровую политику: за четыре года он сменил более тридцати глав муниципалитетов и ряд руководителей предприятий. Однако, как признаются работающие в регионе бизнесмены, именно с таким руководителем Кубани им комфортно работать. Об этом говорят и цифры: за четыре года доходная часть бюджета увеличилась более чем вдвое. Рост ВРП в два раза превышает среднероссийский показатель. Внешнеторговый оборот края вырос на треть. А в общероссийских рейтингах привлекательности регионов Кубань занимает первые позиции.

Однако спустя четыре года ситуацию с наполнением краевого бюджета губернатор вновь называет критической. Почему? Об этом прежде всего спросил корреспондент "Эксперта" губернатора Краснодарского края Александра Ткачева.

- Мы поставили перед собой цель: в этом году увеличить краевой бюджет в полтора раза. Это сложная, но вполне реальная задача. С января по октябрь в бюджет поступило тридцать миллиардов рублей, что на семь миллиардов, то есть на четверть, больше, чем за тот же период прошлого года. Но этого недостаточно для того, чтобы выполнить наш план: собрать в краевой бюджет пятьдесят миллиардов рублей. Сейчас мы отстаем почти на пять миллиардов. На мой взгляд, ситуация критическая. Для нас собрать налоги в бюджет - не самоцель. Это ведь жители края недополучат деньги, не будут построены новые школы и больницы. И основная причина - неэффективная работа руководителей отраслевых департаментов и глав муниципальных образований, которые все пустили на самотек. Посмотрите, все работали в одинаковых условиях. Но промышленность и потребительский сектор дали рост налоговых поступлений в сто сорок процентов, а сельское хозяйство, ТЭК и санаторно-курортный комплекс не достигли даже двадцатипроцентного роста. И это при том, что в стране рекордные цены на нефть, а в крае хороший урожай и большой прирост отдыхающих. Источники доходов у всех муниципалитетов одни и те же. Но в Белореченске и Тихорецком районе бюджет вырос почти в полтора раза, а Новороссийск, Апшеронский и Ейский районы едва достигли уровня прошлого года.

- Может быть, там просто бизнес более ловко уходит от налогов?

- Да, есть множество легальных способов ухода от налогообложения: офшорные зоны, толлинговые схемы, перенос налоговой базы за пределы Кубани. И ответ у бизнесменов один: "Мы закон не нарушаем, какие к нам претензии?". Поэтому в первую очередь необходимо менять закон. Здесь нам и особо изобретать ничего не нужно, в ряде стран для международных компаний действует схема уплаты налогов независимо от места их регистрации. Я убежден, что компании, работающие и зарабатывающие в России, и налоги должны платить именно у нас.

В порту Новороссийска работает немало компаний, зарегистрированных в офшорах. От этого бюджет теряет десятки миллионов рублей. Однако и тут у администрации есть свои рычаги влияния. Вот конкретный пример. На Таманском полуострове сейчас строится новый российский порт Тамань. К 2015 году по грузообороту это будет второй после Новороссийска порт страны. Так вот, обязательным условием для инвесторов, желающих получить землю под портовые сооружения, мы сделали регистрацию предприятий на территории Краснодарского края. И пусть это будут новые предприятия или какие-нибудь дочерние структуры, но юридический адрес у них должен начинаться так: "Краснодарский край...". В этом случае большинство налогов пойдет в краевую казну.

Не забывайте, что и на федеральном уровне налогообложение меняется каждый год. К примеру, в следующем году нам придется распрощаться со многими доходами. Из-за нового перераспределения налогов кубанская казна потеряет около двух с половиной миллиардов рублей. При этом на бюджет края с нового года ложатся расходы по выплате детских пособий, по содержанию учреждений профобразования, расходы на предоставление льгот репрессированным гражданам и ветеранам труда. Правительство уже заявило о том, что в 2005 году на двадцать процентов повысит зарплату бюджетникам. При профиците федерального бюджета почти в триста миллиардов рублей деньги на повышение зарплат (а нашему краю потребуется для этого три миллиарда рублей) российским регионам придется искать в собственных бюджетах. Так что в следующем году нагрузка на бюджет увеличится почти на девять миллиардов рублей. Нам удалось заложить на следующий год в федеральном бюджете четыре с половиной миллиарда рублей на различные программы. Но все равно в нашем бюджете образовалась дыра. И чтобы ее залатать, нам придется экономить.

И проблема не только в нерадивых бизнесменах или неудобном для регионов распределении средств между федеральным центром и субъектами. В некоторых городах и районах власть даже не пытается вытащить экономику из тени, хотя порой для этого и не нужно прилагать каких-то серьезных усилий. Чтобы увеличить налоговые поступления на доходы граждан, на землю, на имущество, достаточно простой административной работы. Кстати, для того чтобы разрешить ситуацию с собираемостью налогов в крае, мы создали специальную комиссию, которая анализирует экономическую ситуацию на предприятиях - основных налогоплательщиках. И что? За пару недель работы комиссия смогла выявить 800 миллионов рублей. А мобильные муниципальные группы в ходе перекрестных проверок за два дня находят в соседних районах резервы, которые те не замечали годами.

- Коррупция?

- Вы правы. И это, к сожалению, постоянно подтверждается примерами. В первом полугодии возбуждено несколько уголовных дел в отношении сотрудников налоговых и правоохранительных органов. Несколько месяцев назад мы сменили мэра Краснодара. Расследуя уголовные дела в отношении должностных лиц администрации города, сотрудники ГУВД края вскрывают новые эпизоды экономических преступлений, выявляют новые суммы неуплаченных налогов. Более двух десятков руководителей предприятий, задерживающих своим работникам зарплату, в этом году были дисквалифицированы краевой прокуратурой на срок от одного до трех лет.

Со злоупотреблениями мы будем бороться. Все госучреждения посадим на хозрасчет, а проектно-сметную документацию объектов, которые строятся на бюджетные деньги, будем тщательно проверять. Результаты работы контрольно-ревизионного управления подтверждают: лишний миллион долларов из бюджета пытаются вытянуть под строительство памятников, школ... Поэтому каждый проект, который требует вложения государственных средств, будет тщательно проверяться.

- Вы сменили не только мэра Краснодара, но и руководителей Анапы, Туапсе, Новороссийска. Но они же избраны, а не назначены вами?

- А что делать? Тот же Краснодар четыре года жил в долг, городское хозяйство находится на грани полного развала. На его долю приходится более шестидесяти процентов общей бюджетной задолженности всех городов и районов края. К августу администрация города задолжала строителям и работникам ЖКХ пятнадцать с половиной миллионов рублей. И что, на это смотреть спокойно? Прокурор края не раз наказывал руководителей предприятий, которые при наличии денег на счетах задерживали зарплату. И при этом в июле около 20 миллионов рублей из бюджета города пошли на капвложения, а 15 миллионов, чтобы отдать людям честно заработанные деньги, у городской власти не нашлось. Но я уверен, что ситуацию в Краснодаре можно изменить. К примеру, только за счет аренды земли и земельного налога город может ежегодно получать полтора миллиарда рублей. Просто нужно поработать с налогоплательщиками. А с такими руководителями разговор короткий - у нас закон один для всех: и для предпринимателя, и для руководителя предприятия, и для главы муниципального образования.

- Какой закон?

- Я всецело поддерживаю идею президента Владимира Путина о назначаемости глав местной власти. Скажите, что могла сделать федеральная власть, когда замерзал Владивосток? Ничего. Ни снять, ни отозвать губернатора или мэра было нельзя. Кстати, на Кубани это тоже было невозможно, пока мы не приняли соответствующий закон в краевом законодательном собрании.

Мне кажется, это нормальное планомерное развитие страны. Многие хотят в этом видеть ущемление свобод граждан, но посмотрите, люди спокойно восприняли инициативу президента. Меня, например, тоже упрекают в ущемлении свобод, авторитарном стиле управления регионом. А я, как человек, отвечающий за стабильность, за развитие региона, исхожу из реальной ситуации. Скажите, директор предприятия потерпит ворующего заместителя, глупого инженера, ленивого прораба? Конечно, нет. От этого предприятие развалится. И потом, в нашей новейшей истории уже есть отрицательные примеры выборности. Вы помните, в конце восьмидесятых годов прошлого века мы выбирали руководителей заводов. И что началось? Анархия. Люди кого начали избирать? Того, кто им удобен, знакомых, родственников.

- Вы считаете, что люди не в состоянии сделать правильный выбор?

- В данном случае речь идет об ответственности. Президент взял на себя ответственность за ситуацию в регионах, и он имеет на это право. А вообще, как показывает практика на Кубани, разницы нет: избранный мэр или не избранный. Люди всегда оценивают по конкретным делам.

- А вас не беспокоит, что жесткое администрирование может сказаться на инвестиционном климате региона?

- Вы шутите? Кубань - третий по инвестиционной привлекательности регион в России после Москвы и Тюменской области. Мы входим в десятку лучших и по объемам прямых иностранных инвестиций. И это результат работы не одного года. У нас работают "Филип Моррис", "Кнауф", "Нестле", "Бондюэль", "Рэдиссон", "КЛААС", "Тетра-Пак" и многие другие. И интерес инвесторов только растет. Это показал Третий Международный экономический форум в Сочи: в нем приняли участие почти двести иностранных компаний, представители восемнадцати посольств (в том числе Швейцарии, Германии, Саудовской Аравии, Хорватии, Аргентины). На форуме подписано сорок два инвестиционных соглашения на сумму свыше 880 миллионов долларов.

Наше краевое законодательство признано одним из лучших в стране среди региональных правовых систем. Для привлечения инвесторов мы упростили систему предоставления земельных участков, получения разрешений на строительство объектов, оптимизировали сроки согласования инвестпроектов. У нашей инвестиционной привлекательности несколько составляющих: близость к сырьевым ресурсам и рынкам сбыта, квалифицированная рабочая сила и удобная транспортная система. Мы определили для себя направления работы, которые прописаны в Программе экономического и социального развития региона до 2008 года: развитие агропрома, промышленности и транспорта, портов, курортов, строительства, оптово-розничной торговли. Все дело в том, что мы предусмотрели "точки роста", площадки для привлечения частного капитала, которые могут дать мультипликативный эффект. К примеру, крупнейшие отечественные порты Новороссийск и Туапсе уже перерабатывают около половины всех российских внешнеторговых грузов. Если еще два года назад перевалка грузов через порты Кубани составляла порядка 100 миллионов тонн, то сейчас ожидаемый показатель - свыше 150 миллионов тонн. Однако необходимо провести модернизацию и устранить диспропорцию в пропускной способности железнодорожного и морского транспорта - сегодня развитие портов ограничивается пропускной способностью железной дороги.

Уже разработана концепция развития транспортных узлов на Юге России. ОАО РЖД ежегодно вкладывает в развитие Северо-Кавказской железной дороги более 19 миллиардов рублей, и в дальнейшем финансирование будет увеличено. Только на обустройство транспортного коридора до Тамани понадобится порядка 30 миллиардов рублей. Это хоть и близкая, но все же перспектива. Некоторые проблемы требовали немедленного решения. В частности, это касается растущего потока грузов к порту Новороссийск. По этому направлению идут не только грузы, за последние годы значительно увеличился и поток отдыхающих на главный детский курорт страны - в Анапу. Для того чтобы ослабить напряжение, была принята новая схема распределения потоков: грузовые составы идут в Новороссийск, а пассажирские - в Анапу. На Юг России приходится 30 процентов объема пассажирских перевозок. И в последнее время существенная нагрузка легла на аэропорты, которые не в состоянии пропустить через себя большое количество пассажиров. Нам предстоит реконструировать аэропорт в Геленджике. А в Сочи - не только реконструировать, но и построить дополнительно аэровокзал пропускной способностью две с половиной тысячи пассажиров в час. В Геленджике взлетно-посадочная полоса будет увеличена на 300 метров, это даст возможность принимать практически все типы самолетов. Кстати, возможно, геленджикский проект станет первым примером сотрудничества частного бизнеса и государства в транспортной отрасли.

Огромная работа предстоит по реконструкции и обустройству автодорог. Сегодня наши дороги считаются лучшими в стране по качеству. Но нам надо, чтобы они были еще и удобными. Прежде всего я имею в виду горные дороги. Я рад, что в программу развития транспортной схемы Юга России включены тоннели в Красной Поляне и Джубге. Ежегодно курорты края принимают почти шесть миллионов гостей. Учитывая множество проектов в курортной отрасли, которые будут завершены в ближайшее время, мы вправе ожидать увеличения потока отдыхающих.

- Рекреационный сектор, несомненно, вызывает большой интерес у бизнесменов, но существенные средства инвестируют в него пока немногие. Да и не каждого отдыхающего может устроить цена проезда от аэропорта до города в тридцать долларов...

- У нас еще достаточно недоработок в этой сфере, и еще многому предстоит учиться. В августе мы ездили в Турцию, чтобы познакомиться с работой министерства туризма этой страны (одного из мощнейших в мире) и нескольких крупных компаний. Нам нужно понять, что мы делаем не так, как привлечь туриста на российский Юг. Да, пока на побережье не хватает комфортабельных гостиниц экономического класса, в кафе и ресторанах порой можно встретить откровенное хамство... А ведь Кубань - естественный российский монополист: два теплых моря, мы могли бы зарабатывать на этом миллиарды. У нас уже немало проектов в санаторно-курортном комплексе. Достаточно назвать один только проект круглогодичного горного курорта в Красной Поляне (вложения в сотни миллионов долларов). Я уверен, что в будущем все изменится. Основная проблема была в том, что раньше у нас не было понимания курорта как единого целого. А ведь это позволяет снизить стоимость проживания, внутригородские транспортные расходы, увеличить поток туристов. Совместно с компанией "Юмако" (она стала инициатором проекта и, кстати, генеральным спонсором форума "Кубань-2004") и администрацией города Сочи мы разработали программу стратегического развития курортной инфраструктуры города. Под проекты зарезервировано более 50 земельных участков. На них будут построены гостиницы, дома отдыха с необходимой инфраструктурой. Я думаю, что через несколько лет не только Сочи, но и весь край преобразится.

- Но пока у Сочи много проблем. Например, постоянно возникают сложности с энергоснабжением.

- Вы правы, во время сильных снегопадов в горах рвутся провода линий электропередачи, не выдерживают опоры. Особенно тяжелой для курорта стала зима 2002 года. Бригады ремонтников пробивались к местам аварий через двухметровый слой снега, энергоснабжение удалось восстановить лишь через несколько дней. Сочинские предприятия, санатории уже давно обзавелись автономным энергоснабжением, но это, естественно, не могло решить проблему в целом. Два года назад РАО ЕЭС начало строить Сочинскую ТЭС (проектная мощность станции после введения в работу двух блоков - 78 мегаватт). Она начнет работать уже в этом году. Чтобы решить проблемы Сочи, сегодня осуществляется несколько крупных инвестиционных проектов, на эти цели задействовано около восьми миллиардов рублей.

Уже определены иностранные инвесторы, готовые реконструировать Краснодарскую ТЭЦ. Но это станет возможным только после выделения в структуре "Кубаньэнерго" генерирующей компании. Иными словами, начало реконструкции Краснодарской ТЭЦ зависит от того, как будет проходить реформа электроэнергетики. Практически согласованы документы по проекту строительства электростанции в Новороссийске, начали работать небольшие электростанции в Анапе и Кропоткине. Поскольку наши ТЭЦ работают на газе, а с газом могут быть такие же проблемы, как и с энергоснабжением, "Кубаньгазпром" начал строительство газопровода Джубга-Лазаревское-Сочи, который пройдет по дну моря, а не по береговой линии. Сейчас, кстати, туда пришли молодые мобильные менеджеры. И, я думаю, что все вопросы обеспечения газом предприятий и населения Кубани будут решены.

Все прошлые годы мы готовили законодательную базу для инвесторов. А сегодня мы уделяем больше внимания развитию инфраструктуры в крае. Ведь когда есть мощные транспортные узлы, хорошие дороги, нет проблем с энергетикой и уже несколько лет работает привлекательная законодательная база, инвесторы непременно должны обратить внимание на наш край. Кубань обязана быть богатой.