Летняя столица

Юлия Гончарова
1 ноября 2004, 00:00

На инвестиционном форуме в Сочи обсуждалась проблема улучшения климата для капитала

Казалось, из самолета мы не выйдем никогда. Подлетая к аэропорту Адлер города Сочи, мы видели в иллюминаторы пляжи, полные отдыхающих, и бесконечное море - от этого ожидание становилось еще томительнее. Как выяснилось, такое происходит всякий раз, когда аэропорт принимает два самолета одновременно: ждать приходится минут тридцать-сорок. Аэропорт, построенный еще в советское время, не в состоянии пропустить сегодняшний пассажиропоток. Всего в нескольких километрах от старого аэропорта находится новый, недостроенный. Его начали строить в конце советских времен, потом забросили. Пропускная способность этого аэропорта - 4,5 млн человек в год, а его готовность оценивают в 80%. По самым осторожным оценкам, в него нужно вложить еще 30 млн долларов. Недостаточная пропускная способность сочинского аэровокзала, единственного на сотни километров Черноморского побережья, серьезно тормозит развитие всего рекреационного сектора края. Есть еще небольшой аэропорт в Геленджике, но он принимает только небольшие самолеты. Сейчас краснодарская администрация прилагает много усилий, чтобы привлечь инвесторов.

Сам Сочи живет в ожидании инвестиций. Недвижимость в городе дорожает не по дням, а по часам. Недавно о своем намерении выйти на рынок недвижимости в Сочи заявила компания Penny Lane Realty, которая специализируется на торговле элитной недвижимостью в Москве. Другая крупная компания Vesco Group открыла здесь свое представительство, собирается сюда и "Миэль-Недвижимость". Кроме того, целый ряд компаний, не связанных с рынком недвижимости, в частности "Патэрсон" и "Эльдорадо", уже открыли в городе свои торговые точки. В начале октября в Сочи открылся восьмой, самый большой на побережье ресторан-пивоварня сети "Тинькофф". "Имидж Сочи сильно изменился, - говорит председатель совета директоров 'АФК-Система' Владимир Евтушенков. - Он постепенно становится модным городом, превращается в летнюю столицу России - с рядом политических функций. Безусловно, немаловажную роль играют наличие здесь резиденции Бочаров Ручей и визиты глав государств. Для политической и деловой элиты Сочи становится местом, где модно иметь свой дом".

Уже сейчас сотка земли в Сочи стоит 15 тыс. долларов и очень скоро будет стоить все двадцать. Очевидно, что таких же темпов и такой же инвестиционной привлекательности следует ждать от всего Сочинского региона. Эта ситуация, бесспорно, привлекает частных инвесторов, которые в погоне за прибылью стремятся вложить деньги в город. И в городе, и в целом в крае достаточно интересных для инвесторов проектов в самых разных отраслях. Но как сделать, чтобы об этом узнали? Краевая власть ведет активную выставочную деятельность и в России, и за рубежом: во Франции, Испании, Объединенных Арабских Эмиратах, Германии, нарабатывая инвестиционную историю края.

К примеру, во время международного экономического форума "Дни Краснодарского края в Германии" в Ганновере администрация края и компания "Вопак" подписали соглашение о строительстве нового комплекса по перевалке нефтепродуктов в районе мыса Железный Рог. Речь идет об инвестициях в 150 млн долларов. Важнейшая часть профессиональной имиджевой политики края - ставшие ежегодными сочинские международные форумы, последний из которых, "Кубань-2004", прошел в начале октября в Дагомысе.

На форумы приезжают представители иностранного и местного бизнеса, чиновники, аналитики и просто интересующиеся. Кто-то использует эту возможность, чтобы найти партнеров по бизнесу, а кто-то - чтобы поговорить с глазу на глаз с губернатором края Александром Ткачевым, министрами федерального масштаба или полпредом президента (в прошлом году на форум приезжал Михаил Касьянов, в этом - Герман Греф, Дмитрий Козак, Юрий Трутнев, Игорь Левитин и Леонид Тягачев). С точки зрения деловых контактов и новых перспективных знакомств, место идеальное. Чиновники и бизнесмены, специалисты консалтинговых и PR-компаний, пресса - все находятся в благостном расположении духа: сказывается бархатный сезон и близость к морю.

С каждым годом участников форума становится все больше. Если в прошлом году в Дагомыс приехало 800 человек, то в этом году местные санатории уже не смогли вместить всех желающих - более полутора тысяч человек разместили в самом Сочи. Итог форума - 42 инвестиционных соглашения более чем на 680 млн евро (почти 820 млн долларов). Кроме того, можно говорить об инвестициях в виде менеджмента. В этом году на форуме было подписано соглашение о сотрудничестве администрации края с компанией "Базовый элемент" (речь идет о создании инвестиционной компании) и с ОАО "Новошип" о создании управляющей компании, которая будет работать в Новороссийском порту. По мнению председателя правления Национального агентства прямых инвестиций Игоря Вдовина, "интерес к региону огромен. Сейчас мы мониторим ситуацию, анализируем ее и ищем бизнесменов, которые инвестировали бы в край. Так вот, поразительно, но есть бизнесмены, которые не знают ситуации в регионе, но наслышаны о работе сочинского форума". Министр экономразвития и торговли Герман Греф также отметил, что "по уровню подготовки кубанский форум - номер один в России. Это отличный пример для других российских регионов". Причем форум оценили не только чиновники, но и представители бизнес-элиты. По словам заместителя председателя совета директоров "АФК-Система" Дмитрия Зубова, "кубанский форум интересен не только тем, что здесь можно пообщаться и с политиками, и с коллегами. Становится понятно, каковы приоритеты краевой администрации, что для нее важно, какие новые направления она собирается развивать. Это необходимо знать, когда работаешь в регионе, и это важно вдвойне, когда только собираешься начать здесь бизнес".

Пришла пора открыться

До недавних пор Кубань была закрыта для масштабных инвестиций - бывший губернатор Николай Кондратенко старался изолировать тогда еще слишком слабую экономику региона, особенно сельское хозяйство, от холодных ветров рынка.

Стараясь оградить процветавшие в советское время, а потом брошенные на произвол судьбы зерновые колхозы, он не слишком приветствовал пришлых инвесторов. Четыре года назад, когда обстановка изменилась и дела в стране стали налаживаться, Николай Кондратенко сам передал край в руки Александра Ткачева. Новый губернатор, до этого возглавлявший Выселковский агрокомплекс, снял "железный занавес" с экономики Кубани и открыл ее для инвестиций. Тем не менее с приходом Ткачева стиль управления регионом не слишком изменился - он остается таким же жестким. За четыре года руководства Александр Ткачев поменял более 30 директоров предприятий. Из 48 муниципальных образований более чем в половине были сняты руководители. Особенно заметными были отставки в последние три месяца: поменялись главы Краснодара, Анапы и Туапсе. Первым стал мэр Краснодара Николай Приз. Помимо административных нарушений с отстранением от должности до трех лет ему еще вменяются растраты, а это уже уголовное преступление (пока идет следствие). Сегодня на долю города приходится более 60% общей бюджетной задолженности всех городов и районов края. К августу администрация города задолжала строителям и работникам ЖКХ почти 15,5 млн рублей. Николай Приз не хотел лишаться своего места и слишком рьяно проявлял несогласие с губернатором - на протяжении двух месяцев он собирал митинги рядом с краевой администрацией. Сентябрьские отставки в Туапсе и Анапе прошли гораздо спокойнее - местные политологи считают, что снятие прошло "бескровно" (без уголовных дел) только потому, что мэры не оказали сопротивления, подобно Призу. Тем не менее это далеко не конец. По словам одного из чиновников краевой администрации, по заданию губернатора уже разработано предложение об отмене намеченных на 5 декабря выборов глав местного самоуправления, чтобы провести их позже по той же схеме, что и "избрание" губернаторов (через утверждение законодательными органами местного самоуправления по представлению главы субъекта РФ). И вскоре письмо с этим предложением будет направлено президенту страны.

На форуме мне удалось побеседовать с владельцем одной крупной российской компании, пришедшей работать в регион еще в начале девяностых годов. Вспоминая прежнего губернатора, он бурно возмущался его стилем работы, называл его махровым коммунистом и не мог найти оправдания тогдашней закрытости региона. "Что существенно изменилось с тех пор? Не пугает ли вас 'розовость' экономического и политического курса Александра Ткачева? Будете ли вы инвестировать в кубанскую экономику и дальше?" - на эти вопросы он отвечал уже более спокойно: "Поверьте, инвесторам не так уж интересна чистота демократических устоев. Для них важнее политическая стабильность и уверенность в получении максимальной прибыли. И авторитарные режимы иногда могут это обеспечить. Посмотрите, недаром в Москве в последнее время все больше восхищаются китайской моделью. Авторитарный Китай по притоку иностранных инвестиций опережает Россию на несколько порядков. Одно плохо в такой модели - инвестор может моментально лишиться всего. Но, к слову, региональные власти еще ни разу за десять лет моей работы в крае этой возможностью не воспользовались". По мнению министра природных ресурсов, в прошлом удачливого бизнесмена и губернатора Пермской области Юрия Трутнева, "не нужно оценивать действия губернатора только в разрезе сегодняшнего дня. Если в итоге будет положительный результат, значит, все было сделано правильно".

Правила игры

Но и сегодняшние результаты работы экономики Кубани впечатляют. За несколько лет край сделал мощный рывок в экономическом развитии. Регион уверенно занимает третье место в России по привлечению иностранных инвестиций. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor`s присвоило Краснодарскому краю долгосрочный рейтинг эмитента B+ с прогнозом "стабильный". Краю также присвоен рейтинг по национальной шкале ruA. Сейчас в крае работают крупнейшие российские компании и более 300 предприятий с иностранными инвестициями. Пять лет назад краевым законодательным собранием был принят закон о государственном стимулировании инвестиционной деятельности. По этому закону инвесторам предоставляются налоговые льготы, гарантии краевого бюджета, льготные условия пользования землей, создание групп сопровождения проектов. Один из самых распространенных способов поддержки - субсидирование процентных ставок по кредитам, в том числе на инвестиционные цели. В прошлом году краевые власти стали использовать систему одного окна, где можно легко оформить всю разрешительную документацию на проектирование и строительство; получить земельный участок помогает краевая администрация. За последние пять лет в экономику края инвестировано 300 млрд рублей. По этому показателю Кубань - третья в стране после Москвы и Тюменской области. Первопроходцем стала компания Philip Morris - она начала работать в крае в 1993 году. За ней пришли и другие инвесторы, а в конце девяностых годов их счет шел уже на десятки. Именно к этому времени были установлены одинаковые и понятные для всех правила. Главное условие поддержки работы иностранной фирмы - регистрация в крае ее дочернего общества. "Наше краевое инвестиционное законодательство, - говорит руководитель департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодарского края Антон Выломов, - признано одним из лучших в стране среди региональных законодательств. И это тоже составная часть инвестиционной привлекательности".

Многие из представленных на форуме компаний уже несколько лет работают в крае. К примеру, компания "Бондюэль" инвестирует в производство консервированного зеленого горошка и кукурузы 40 млн евро. Уже в этом году завод выпустит 22 млн банок, а к 2008 году, когда будут запущены все мощности предприятия, "Бондюэль-Кубань" сможет выпускать 120 млн банок в год. По мнению первого вице-губернатора Александра Ремезкова, "когда в регион приходит и успешно реализует свой проект один из лидеров мировой экономики - это добрый знак для других зарубежных и отечественных инвесторов. Знак того, что европейский бизнес доверяет краю". Но вклад компании в кубанскую экономику измеряется не только деньгами. "Менеджеры 'Бондюэля' учат наших аграрных бизнесменов эффективно работать, - продолжает Александр Ремезков. - Они показали пример того, как могут работать в агропромышленном комплексе высокие технологии: на кубанских полях французы вырастили небывалый для нас урожай зеленого горошка - около ста центнеров с гектара. И сегодня больше всего гордятся тем, что им удалось вернуть России культуру выращивания сладкой кукурузы. Кстати, уже со следующего года 'Бондюэль-Кубань' планирует воспользоваться услугами кубанских поставщиков сельхозпродукции".

Другая не менее известная компания - "Нестле-Кубань" - строит в Тимашевске уже вторую очередь завода по производству кофе, который в перспективе станет одним из самых больших производств этой компании в мире. ООО "Клаас" строит завод по производству комбайнов проектной мощностью до тысячи машин ежегодно. Большая часть инвестиций до недавнего времени шла именно в аграрный сектор края. В региональной администрации признают, что до недавнего времени АПК уделялось слишком большое внимание, были даже перегибы. Но Кубань - житница страны, здесь еще в советское время были гигантские колхозы и совхозы. И когда федеральный центр перестал финансировать сельское хозяйство, именно по ним больнее всего ударил переход от плановой экономики к рыночной. "Раньше мы помогали им выжить. Сегодня ситуация изменилась: идет укрупнение хозяйств, в эту отрасль приходят современные технологии, - говорит Антон Выломов. - Конечно, трудностей у сельхозпроизводителей достаточно, не хватает оборотных и заемных средств. Эту проблему мы стараемся решить с помощью программы субсидирования процентной ставки. В прошлом году для этого было выделено около четырехсот миллионов рублей из бюджета, что позволило привлечь три с половиной миллиарда рублей кредитных средств. Тем не менее сегодня АПК Кубани работает без административного вмешательства - мы задали правила для работы системы, остальное сделает рынок. Сейчас задача администрации - создать понятные правила для мощного развития других отраслей".

Лоббисты по призванию

Сегодня краевая администрация уделяет огромное внимание курортно-рекреационному сектору экономики и развитию транспортной инфраструктуры - они дадут мощный мультипликативный эффект для развития других отраслей. Однако здесь многие надежды бизнесменов и кубанских чиновников разбиваются о недостатки федерального законодательства. К примеру, администрация края четко обозначила свою позицию: в тех отраслях, где государство не хочет лишаться контроля (к ним относится транспорт - аэропорты и причальные стенки портов, ЖКХ, автодороги и трубопроводы), частный капитал будет работать на основе концессионного соглашения. Но, с другой стороны, закон о концессиях прошел одно чтение в Госдуме еще в 1996 году, и больше там этот вопрос не поднимался. Тем временем администрация края подготовила свои предложения к этому закону, которые направила в Госдуму и в правительство РФ. Кстати, Герману Грефу, приехавшему в Сочи и принявшему участие в церемонии начала строительства горнолыжного комплекса "Карусель" в Красной поляне, еще раз напомнили об этом. "В последнее время правительство задумалось о государственно-частных партнерствах (ГЧП), - говорит Антон Выломов, - так что есть надежда, что дело сдвинется с мертвой точки. Интерес к этому у частного капитала немалый. Этот закон, кстати, серьезно помог бы привлечению инвесторов к окончанию строительства нового сочинского аэропорта". Между тем на управление этим аэропортом в краевую администрацию уже стоит очередь - в основном из иностранных компаний. Одна из них - "Копенгагенские авиалинии", обслуживающие 19 аэропортов в разных городах мира.

Пока не принятый закон о концессиях тормозит множество других проектов в транспортной отрасли, подготовленных администрацией края совместно с крупными консалтинговыми компаниями. К примеру, компания Ernst & Young вместе с администрацией края готовит проект строительства платной дороги через горы в Сочи. Сегодня 23% отдыхающих на курортах Краснодарского края приезжают сюда на автомобиле, но те 300 километров от Краснодара до Сочи, которые им приходится преодолевать по серпантинной дороге, запоминают на всю жизнь. Впрочем, краевая администрация не сидит сложа руки. Она ищет новые подходы, чтобы привлечь инвесторов туда, куда государство частный капитал пока не пускает. Взять, например, строящийся горнолыжный курорт Красная Поляна в 70 километрах от Сочи. Практически вся территория Красной Поляны находится на территории Сочинского национального парка и принадлежит государству, так что отдать землю в пользование какой-либо пусть даже очень крупной и уважаемой компании администрация не имеет права. Выход в краевой администрации нашли довольно простой: создали на паритетных началах с городской администрацией акционерное общество "Красная Поляна". Главный актив этого предприятия - полученное в мае этого года право 49-летней аренды 1920 га Сочинского национального парка. А это общество, в свою очередь, пригласило управляющую компанию ЮМАКО, строящую комфортабельные гостиницы и привлекающую инвесторов к участию в этих проектах. Именно на этой территории будет построен проект под рабочим названием "Карусель" (за четыре года инвестиции составят 350 млн евро). Предполагается строительство 20 подъемников, гостиниц, коттеджей и апартаментов. По словам генерального директора ОАО "Красная Поляна" Александра Удалова, "мастер-план расположения трасс и подъемников готовили французские и швейцарские фирмы, которые делали раньше аналогичный заказ для горнолыжного курорта Куршавель". Большим плюсом в пользу развития круглогодичного горнолыжного курорта стала новая дорога на Красную Поляну, которой в прошлом году еще не было. Осталось доделать один сквозной туннель, который будет сдан в декабре или в начале следующего года. Впрочем, мощным толчком к развитию и Красной Поляны, и Сочи станут лоббируемые администрацией региона в правительстве дополнения к Закону о свободных экономических зонах (СЭЗ). Пока в правительстве рассматривают только два типа СЭЗ: производственные и научные. Кубанская администрация предлагает ввести третий вид - курортно-рекреационные. По словам Германа Грефа, в Краснодарском крае возможно строительство особых экономических зон, которые после принятия закона "Об особых экономических зонах в РФ" заменят существующие сейчас СЭЗ. До конца этого года правительство России внесет законопроект в Госдуму.

Однако, помня о том, чем для множества российских компаний стали свободные экономические зоны, краевая администрация совместно с сочинскими городскими властями и компанией ЮМАКО (последняя стала инициатором) разработала генеральный план развития города Сочи и курорта Красная Поляна. "Компания, позволившая себе малейшее отступление от него, прекратит свою работу в двадцать четыре часа, - говорит Антон Выломов. - Мы считаем, что генеральный план - своего рода гарантия, что эти территории не превратятся в офшоры для нечистоплотных компаний".

Есть и еще немалый участок для работы - так называемые частники. Налоги с мини-гостиниц и гостевых домов могли бы приносить в бюджет немалые средства. Но в существующем законодательстве таких объектов нет - их строят как частные дома. Зачастую по документам гостиница в несколько этажей проходит как дровяной сарай. Хозяева, имея немалый доход, платят за подобные постройки именно как за сараи. Бюджет недополучает налоги. Энергетики, коммунальщики тоже получают за свои услуги по минимуму или вообще ничего. Чтобы новый вид бизнеса вписать в правовое поле, сочинская и краевая администрации разработали законопроект, уже одобренный законодательным собранием края, и в качестве законодательной инициативы направили его в Госдуму. Сейчас этот проект находится на рассмотрении в финансовом комитете Думы и в ближайшее время будет вынесен на пленарное заседание. "От принятия такого закона выиграет не только Краснодарский край, но и другие регионы России, - говорит губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. - Представьте, у нас семь миллионов отдыхающих, за три недели они тратят в среднем пятьсот-семьсот долларов на человека. Однако разница между тем, что учитывается статистикой, и деньгами, которые мы получаем в бюджет, - тринадцать-четырнадцать раз".

Вот еще один пример привлечения краевыми властями инвесторов в закрытое государственное хозяйство. На Таманском полуострове, где находятся порты Темрюк и Порт-Кавказ, в районе мыса Железный Рог строится новый порт Тамань. Планируется, что Тамань станет вторым по мощности портом страны. К 2015 году здесь будет переваливаться свыше 30 млн тонн грузов. И практически весь этот объем будет доставляться железнодорожным транспортом, который уже не справляется даже с нынешними потоками. По заявлению ОАО РЖД, для этого предстоит строительство второго Транссиба: вторые пути будут проложены от Волгограда, Астрахани через Тихорецк, дорогу предстоит электрифицировать - на это потребуется не менее миллиарда долларов. Таманский транспортный узел сегодня серьезно развивается. За последние годы резко возросла перевалка грузов в портах Темрюк и Кавказ (сегодня она составляет более 9 млн тонн). Несколько частных компаний вложили 30 млн долларов в создание новой железнодорожной переправы Порт-Кавказ-Керчь мощностью 3 млн тонн грузов в год, которая открылась несколько месяцев назад. ОАО РЖД готово инвестировать в развитие дорог, администрация региона, в свою очередь, взяла на себя организацию работ по возведению портовых подъездов в Тамани. По инициативе и при участии администрации края была создана управляющая компания, в которую вошли восемь компаний-инвесторов. Им уже выделены земельные участки под строительство портовых сооружений в порту Тамань. Компании также инвестируют в строительство примыкающих железнодорожных веток и портовой железнодорожной инфраструктуры. Все это будет передано на баланс ОАО РЖД, которое будет рассчитываться с компаниями-инвесторами.

С первыми лицами надежнее

"Для инвестора сейчас важно не только наличие льгот, - считает Антон Выломов. - Ему нужны комфортность пребывания в регионе, удобство выхода на рынок, понятная законодательная и нормативная база и отсутствие административных барьеров. Именно этим краевая власть и занимается. Мы понимаем, что, если не приветить инвестора, он уйдет работать в другой регион. С другой стороны, нам нужны не столько количественные, сколько качественные инвестиции".

Краевые власти готовы работать, но только по своим правилам: они предоставляют компаниям помощь при прохождении и согласовании проектов, льготы по налогам на имущество и прибыль, но компания обязана платить налоги в краевой бюджет. Это устраивает всех: и чиновников, и бизнес. Последний получает защиту от вымогательства со стороны множества мелких чиновников.

Например, "Кубаньгазпром" больше года не мог получить разрешения на 28 участков от нескольких местных администраций. Дело в том, что газовые сети, которые строит компания, проходят по рекреационной зоне, и с точки зрения безопасности, экологических требований, преследуя свои цели, можно найти множество отговорок, чтобы эти разрешения не дать. Что, собственно, и происходило, пока не вмешалась, узнав об этом, краевая администрация - ситуация разрешилась за полтора месяца. У генерального директора ОАО "Красная Поляна" Александра Удалова похожее мнение: "В Краснодарском крае сейчас колоссальная отдача от бизнеса, и проигнорировать регион сегодня просто невозможно. Во-первых, прекрасно, что краевой администрацией заданы правила игры. Они могут нравиться или нет, но они понятны и стабильны. Во-вторых, здесь коррупция не достигает тех гигантских размеров, которые можно наблюдать в других регионах. Она остается на средних уровнях, там, где это сложно отследить. С первыми лицами краевой администрации и муниципалитетов, других государственных структур работать, как это ни парадоксально звучит, приятно: мало того что толковые, так еще и честные. А это в чиновничьей среде сегодня большая редкость и дорогого стоит".