Звезды на линиях

Юлия Гончарова
1 ноября 2004, 00:00

"Идея может изменить среду обитания", - утверждает Александр Удалов, глава группы компаний ЮМАКО, генеральный директор ОАО "Красная Поляна"

В начале октября группа компаний ЮМАКО и ОАО "Красная Поляна" начали строительство горнолыжного туристического комплекса "Карусель" в Красной Поляне. Старт проекта был приурочен к открытию в Сочи III Международного экономического форума "Кубань-2004". Эти ежегодные форумы призваны привлечь внимание бизнесменов к наиболее перспективным инвестиционным проектам Кубани.

В мае этого года ОАО "Красная Поляна" (создано на паритетных началах краевой и сочинской администрациями) получило право аренды на 49 лет почти 2 тыс. га Сочинского национального парка. В качестве соинвестора привлекли группу компаний ЮМАКО (Universal Management and Consulting Company) - она занимается разработкой и внедрением программы управления гостиницами, торговыми и офисными центрами, а также оказывает консультативные услуги. В гостиничном бизнесе ЮМАКО не первый год, она создала один из успешных московских отелей бизнес-класса - "Катерина-Сити", управляет им и еще несколькими гостиницами в Сочи.

На взятых в аренду гектарах Сочинского национального парка, на северном склоне хребта Аибга, и планируется создать горнолыжный комплекс "Карусель". "Здесь будет построено более семидесяти километров трасс, - рассказывает глава группы компаний ЮМАКО, генеральный директор ОАО 'Красная Поляна' Александр Удалов. - Склоном можно будет пользоваться круглый год, и обеспечат это двадцать подъемников гондольного, кресельного и бугельного типов. На хребте Аибга будут построены гостиницы на три тысячи номеров, пятьсот коттеджей и тысяча апартаментов клубного типа. Общая стоимость проекта триста пятьдесят миллионов евро, именно столько планируется инвестировать в течение четырех лет - до 2008 года". План расположения целой сети подъемников, горнолыжных трасс, гостиниц и апартаментов, ресторанов и клубов разрабатывали специалисты ЮМАКО и французского консорциума Gorimpex SARL, на счету которого - аналогичный заказ для всемирно известного курорта Куршавель.

Уже несколько лет Красная Поляна развивается как круглогодичный горный курорт, в него вкладываются сотни миллионов долларов инвестиций. На средства госбюджета (150 млн долларов) проложена современная автотрасса - последний тоннель будет сдан в конце этого года.

Еще в 2003 году здесь, в Красной Поляне, компания ЮМАКО начала строить клубный комплекс апартаментов "Катерина-Альпик", рассчитан он на долговременное проживание, предусмотрена и возможность выкупа апартаментов в собственность. Три здания комплекса будут сданы уже в ноябре этого года. Спрос на апартаменты оказался настолько велик, что в прошлом году ЮМАКО начала строить еще один комплекс - "Катерина-Резиденс".

Оба комплекса вошли в генеральный план развития горнолыжного курорта Красная Поляна, который был разработан в этом году. В генплане определены границы курорта, проведен как мониторинг склонов, так и их обозначение. И теперь для отдыхающих можно сформировать особый набор курортно-туристических услуг и предложений: в течение одного светового дня можно будет и спортом позаниматься, и совместить горные виды отдыха с морскими. Проекту это придало новый импульс, ведь любой курорт развивается тогда, когда в нем появляется некая событийность, когда есть ради чего туда приезжать. Зимой отдыхающие будут кататься на горных лыжах (одновременно трассы смогут принять более 10 тыс. катающихся), а летом - на горных велосипедах или заниматься созерцательным туризмом. В генплан, кроме горнолыжного курорта Красная Поляна, включены приморские территории Имеретинской долины, предгорные зоны и проектируемый ЮМАКО в районе поселка Галицино самостоятельный "Сочи Гольф и СПА курорт" (площадью 166 га).

Финансироваться этот проект будет как за счет инвестиционных средств, так и за счет средств Сбербанка РФ - краевая администрация уже договорилась с ним о предоставлении ОАО "Красная Поляна" кредитной линии почти на 50 млн долларов. Как считают в ЮМАКО, работа компании в Красной Поляне станет примером для других, и следом за ней придут многие инвесторы-бизнесмены. В ЮМАКО продолжают работать над схемой, которая позволит привлечь более широкий круг инвесторов. До недавнего времени Красная Поляна была интересна лишь крупнейшим российским компаниям - ОАО "Газпром", РАО ЕЭС, они могли позволить себе серьезные вложения в непрофильный бизнес. А задача ОАО "Красная поляна" и компании ЮМАКО - привлечь к инвестированию тех, для кого развитие курорта, строительство и обслуживание гостиниц и объектов сервиса - постоянный бизнес.

"Из-за ограниченности территории здесь нельзя построить сто или двести подъемников, - говорит Александр Удалов. - Так что те, кто придет сюда первым, будут зарабатывать на этом всю жизнь. А это пусть и длинный, но хороший бизнес. С нефтяным сектором экономики, скажем, его доходность невозможно сопоставить, но с рынком недвижимости - вполне".

Впрочем, инвесторов интересует сегодня не только горнолыжный курорт Красная Поляна, но и весь Большой Сочи. Это уникальный курорт со 150 км морского побережья, площадь его - 3500 кв. км, то есть он втрое больше Москвы. Здесь найдется место всем и для всего: для делового туризма (сегодня Сочи - центр конгрессов, форумов, выставок), для дорогого и комфортабельного отдыха, для лечения (в окрестностях города больше десятка минеральных источников, более 200 санаториев, пансионатов, домов и баз отдыха, обслуживающих ежегодно более одного миллиона человек).

Еще в прошлом году на экономическом форуме "Кубань-2003" ЮМАКО представила концепцию развития рекреационно-гостиничного бизнеса в Сочи, которая разработана компанией совместно с сочинской и краевой администрациями. Собственно, ничего сверхъестественного в этой концепции нет: Большой Сочи условно будет поделен на три части. Все побережье будет застроено гостиницами разных категорий звездности, вторую линию займут оздоровительные дома отдыха и пансионаты, а на третьей линии расположатся горнолыжный курорт и турбазы - именно там, в 70 км от моря, находится Красная Поляна. Но план этот позволит городу развиваться, подобно единому механизму, работающему на одну цель - удовлетворить потребности отдыхающих.

Кстати, эти условные линии будут разделены и по ценовым сегментам. "Нелепо строить элитное казино рядом с гостиницей трехзвездочного типа, - говорит г-н Удалов, - и наоборот, рядом с фешенебельными апартаментами - недорогие фаст-фуды. Разве вы видели в той же Турции отели двух и трех звезд на самом берегу моря? А на сочинском побережье еще можно встретить даже рыбоперерабатывающие заводы. И это необходимо изменить. Это очень важно с точки зрения государственной и социальной политики. Я верю, что идея может изменить среду обитания. И, на мой взгляд, обустройство своей страны, своего города и своего дома - лучшая национальная идея".