Предпродажная подготовка

"Силовые машины" избавились от блокирующего пакета в Калужском турбинном заводе, производящем в том числе продукцию оборонного значения. Таким образом ликвидировано важное препятствие на пути поглощения "Силовых машин" немецким концерном Siemens

На прошлой неделе крупнейший в России производитель энергетического оборудования компания "Силовые машины" обнародовала свой квартальный отчет по МСФО, из которого следует, что она избавилась от своей доли в уставном капитале Калужского турбинного завода (КТЗ), предприятия, за контроль над которым она боролась несколько лет. Пакет в 25,5% голосующих акций КТЗ был продан всего за 4,87 млн долларов. Покупатель остался неизвестен, впрочем, как и остальные детали сделки. Зато были растиражированы неофициальные комментарии: акции КТЗ проданы структурам холдинга "Интеррос", основного владельца "Силовых машин", чтобы исключить это оборонное предприятие из готовящегося поглощения "Силовых машин" немецким концерном Siemens.

Известно, что в составе "Силовых машин" есть и другие предприятия, связанные с оборонным комплексом. Случай с КТЗ может стать прецедентом - их тоже могут вывести за рамки "Силовых машин". Тогда для сделки с Siemens, по слухам, в общих чертах согласованной летом этого года на уровне высшего руководства России и Германии, уже не останется никаких формальных препятствий.

Трудная сделка

Напомним, что летом этого года российский холдинг "Интеррос" начал договариваться с немецким машиностроительным концерном Siemens о продаже "Силовых машин". Сам Siemens в начале июля объявил о намерении напрямую приобрести у "Интерроса" 71% акций "Силовых машин", где концерну пока принадлежит 5% акций. Соответствующее ходатайство было направлено Siemens в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России 6 июля. "Интеррос" также начал проводить активные консультации с российским правительством по вопросу продажи контрольного пакета "Силовых машин" иностранцам. Но российские чиновники хотя и приветствовали вхождение на российский рынок законодателя мод в мировой электротехнической индустрии, тем не менее воспротивились переходу этих активов под его контроль. В частности, глава российского правительства Михаил Фрадков заявил, что правительству необходимо "детально изучить данную сделку с тем, чтобы не терять положения на рынках", отметив, что в этой сделке "есть интересы Министерства обороны".

Действительно, по крайней мере два предприятия, контролируемые "Силовыми машинами", являются монополистами по поставке энергооборудования для атомного подводного флота нашей страны. Калужский турбинный завод производит блочные паротурбинные установки для атомных подводных лодок, а завод "Электросила" - электрогенераторы для них. Вопрос о разделении гражданского и военного производства на этих предприятиях до сих пор не решен.

Стороны, участвующие в подготовке сделки, стали искать компромиссный вариант: "Интеррос" объявил о создании СП с Siemens. В это предприятие будет внесен 71% акций компании "Силовых машин", при этом контроль в нем сохранится у "Интерроса". Немцы оплатят свою 49-процентную долю деньгами - порядка 100-150 млн долларов. В конце сентября антимонопольное ведомство Германии (Bundeskartellamt) разрешило концерну Siemens создать совместное предприятие с "Интерросом". Однако российское антимонопольное ведомство приостановило рассмотрение ходатайства Siemens, затребовав дополнительную информацию. Дело, похоже, застопорилось как раз из-за Калужского турбинного. При описанной схеме Siemens мог получить большинство в совете директоров КТЗ, до сих пор остающегося в списке стратегически важных предприятий России, поскольку он напрямую владеет около 24,8% голосующих акций завода (другими крупными акционерами КТЗ были "Силовые машины" и государство, доли которых - 25,5 и 32,8% соответственно).

На что запал Siemens

Основная продукция КТЗ - паровые и газовые турбины малой и средней мощности для ТЭЦ, ГРЭС и АЭС, а также оборудование для флота. Вряд ли Siemens интересовала военная продукция, когда он последовательно наращивал свою долю в уставном капитале КТЗ. Оборонка не тот сегмент, на котором иностранцы могут заработать в России. Гендиректор Центра АСТ Руслан Пухов уверен, что оборонный заказ на КТЗ незначителен, и если вырастет в ближайшие годы, то ненамного.

Скорее немцы могли клюнуть на гигантский потенциал российского рынка энергетического оборудования. По оценкам специалистов, после завершения реформы РАО "ЕЭС России" его объем может вырасти до 20 млрд долларов. Немалую долю займет в нем реализация недорогих программ по энергосбережению и развитию малой энергетики, где одним из основных производителей мог бы стать КТЗ. По мнению Ирины Ложкиной, аналитика по машиностроению и металлургии инвесткомпании "Проспект", "КТЗ, безусловно, приоритетный, стратегический объект для Siemens из-за того, что завод работает в перспективном сегменте малой энергетики".

Калужский турбинный завод был запущен в середине 50-х специально под советскую программу развития малой энергетики. Только за счет мобильных энергопоездов производства КТЗ (паровые и дизельные энергоблоки мощностью от 500 до 1000 кВт) в стране было электрифицировано почти 10 тыс. населенных пунктов. В 60-х завод стал крупнейшим производителем энергоблоков для морских судов, в том числе для атомных подводных лодок. При этом турбины для подводного флота - устройства на порядок более наукоемкие, чем все прочие турбины, - позволили создать на КТЗ постоянный источник оригинальных технических идей для инновационных коммерческих проектов, связанных с энергетикой. К примеру, турбины для атомных подводных лодок производства КТЗ работают на слабоперегретом (около 300шC) влажном паре, что предполагает ряд технологических особенностей, отличающих их от классических высокотемпературных устройств. Материаловедение, конструкция турбин, гидродинамические расчеты - вот что интересует в первую очередь Siemens на КТЗ.

По мнению директора аналитического департамента инвесткомпании "Антанта Капитал" Владимира Лунькова, государство просто боится утратить оперативный контроль над продукцией оборонного значения, которую производит КТЗ. Между тем оборонное производство на самом КТЗ уже давно отделено от гражданского - на территории предприятия есть даже специальный забор, отделяющий "секретку" от несекретной зоны. Осталось поставить только юридический забор вокруг военного производства КТЗ. Примерно год назад Илья Клебанов, занимавший на тот момент пост министра промышленности, науки и технологий, заявлял, что продаже госпакета КТЗ будет предшествовать реструктуризация предприятия. "Часть производственных мощностей, связанная с оборонной промышленностью, останется в государственной собственности", - уточнял тогда Клебанов. Однако этот забор до сих пор так и остался недостроенным.

Собаки на сене

Акций КТЗ теперь на балансе "Силовых машин" нет. Это означает, что "Интеррос" убрал с глаз чиновников антимонопольных служб и Минобороны столь раздражающий их актив. Но будет ли КТЗ последним препятствием на пути продажи "Силовых машин" Siemens? На балансе российского энергомашиностроительного холдинга есть акции еще нескольких заводов с военным прошлым. Как быть, например, с "Электросилой", которая производит специальные электрогенераторы для атомных подводных лодок?

Похоже, что "феномен КТЗ" еще долго будет беспокоить стороны, готовящие сделку с Siemens. С одной стороны, российские чиновники могут разделить оборонный и гражданский сегменты юридически и решить эту и будущие проблемы. Но, вероятно, неторопливость ответственных за сокрытие военных тайн госслужащих объясняется надеждой на то, что в России все же объявится национальный стратегический инвестор-патриот. Пока что в том же энергомашиностроении национальный частный капитал с ролью динамичного стратега-инвестора так и не справился. Хотя огромный задел и потенциал советской эпохи еще не растрачен - это мы видим на примере того же КТЗ. Но из энергомашиностроительного бизнеса уходят "наши". ОМЗ покинул харизматичный Каха Бендукидзе, пропала из поля корпоративных новостей Энергомашкорпорация, теперь вот "Интеррос" пытается продать "Силовые машины". У наших предпринимателей не хватает амбиций и решимости создать конкурентного в мировом масштабе технологичного гиганта энергомашиностроения на базе имеющихся заделов. И они уже готовы продать свой бизнес иностранцам. Как довольно эмоционально и весьма цинично отметил один уважаемый эксперт в машиностроительной отрасли, "лишь глупая риторика и шум мешают сейчас слиянию 'Силовых машин' и Siemens".

Государство же, похоже, просто тянет время, не имея, как и в случае с развитием трубопроводной инфраструктуры, воли и желания принимать стратегические решения и нести ответственность за них.