Американская авиация на грани банкротства

1 ноября 2004, 00:00

В конце октября три из четырех крупнейших авиакомпаний США объявили об убытках за третий квартал. Так, Delta Airlines завершила июль-сентябрь 2004 года с убытками в размере 646 млн долларов, American Airlines - 214 млн долларов и Northwestern Airlines - 46 млн долларов. В прошлом году третий квартал с убытком (164 млн долларов) завершила лишь Delta, остальные работали хоть и с небольшой, но прибылью.

Причин столь печального положения американской авиации несколько. Во-первых, это резкий рост цен на нефть - на 92% с сентября прошлого года. Столь серьезный рост цен вынудил многие компании ввести "надбавки за топливо". Но они были невелики - 10-30 долларов на билет в зависимости от маршрута и не покрывали возросших издержек. Во-вторых, ряд компаний, прибегших к статье 11 американского закона о банкротстве (он позволяет откладывать выплату долгов), продолжали расширять сеть маршрутов, предлагая пассажирам искусственно низкие тарифы. В-третьих, крупнейшие авиакомпании почувствовали на себе рост деятельности компаний-дискаунтеров, которые предлагают недорогие билеты на местных рейсах внутри США. На трансатлантических же рейсах конкуренцию американцам составили европейские авиакомпании. Наконец, в-четвертых, свою роль сыграли пять сильных ураганов, прокатившихся в течение трех месяцев по восточным штатам. В результате сотни рейсов были отменены, а американцы предпочитали пользоваться наземными видами транспорта.

Обычно авиакомпании в странах северного полушария зарабатывают значительную часть своей прибыли именно летом, во время отпусков и школьных каникул. Убытки в третьем квартале означают, что по результатам года Delta, American и Northwestern также окажутся в минусе. Все три компании собираются заняться реструктуризацией, отказавшись от невыгодных маршрутов и сократив число занятых. Delta также не исключает, что в ближайшее время компания обратится к статье 11 закона о банкротстве. Аналитики допускают, что в случае процедуры банкротства авиакомпании получат финансовую помощь от правительства США, как это уже случалось несколько раз, в том числе после 11 сентября 2001 года.