Заслуженный срок

Василий Сычев
8 ноября 2004, 00:00

Результаты президентских выборов в США показали, что раскол американского общества, наметившийся на предыдущих выборах, лишь углубился

Джордж Буш наконец доказал, что его победа в 2000 году не была случайной. На состоявшихся на прошлой неделе выборах Буш опередил сенатора-демократа Джона Керри, набрав 51% голосов избирателей против 48% у соперника и 274 голоса выборщиков против 252 (в штатах Айова и Нью-Мексика подсчет не завершен). О своей победе Буш объявил в среду в обращении к американцам.

"Я горжусь возможностью быть лидером великой страны и вести ее вперед", - заявил Буш и пообещал, что не будет корректировать выбранный политический и экономический курс. В частности, президент намерен и впредь содействовать установлению демократии в Ираке и Афганистане, дабы американские солдаты "могли с честью, которой они достойны, вернутся домой". Америка продолжит "жесткую борьбу" с терроризмом, "чтобы дети жили в свободе и в мире". Реформа налоговой системы и пенсионная реформа тоже будут продолжены. Вновь избранный президент пообещал, что будет оказывать поддержку школьного образования в стране и сделает все для укрепления в сознании американцев ценностей семьи и веры. "У нас одна страна, одна конституция и одно будущее. Нет границ величию Америки!" - закончил свою речь Буш.

Обошлись без юристов

Несмотря на опасения штабов обоих кандидатов, развязка нынешних выборов оказалась менее драматичной, чем прошлых. Помощь юристов и пересчет голосов не потребуется. Кандидат от Демократической партии Джон Керри в среду вечером позвонил президенту Джорджу Бушу и поздравил его с одержанной победой на выборах. Во время телефонного разговора Керри признал свое поражение в ключевом штате Огайо, назвал Буша "достойным, сильным соперником" и пожелал ему успеха в объединении страны. По словам Керри, "расколотому американскому обществу не нужны конфликты между двумя лагерями".

Подобного поворота событий мало кто ожидал. Ведущие американские аналитики предсказывали повторение сценария 2000 года. Предвыборный штаб Керри неоднократно заявлял, что уже подготовлены судебные иски о нарушениях в Огайо и в других ключевых штатах. Но все прошло гладко. Штаб демократов признал поражение, как только стало ясно, что даже если каждый неподсчитанный бюллетень в каждом штате окажется в поддержку Керри и будет признан действительным, демократам все равно не удастся догнать Буша.

Заслуженная победа

Победа Буша не выглядит случайной, как это было на выборах 2000 года. "Республиканцы выиграли благодаря впечатляющей организации предвыборной кампании. Хотя в течение последнего месяца Керри очевидно лидировал, Буш сумел добиться того, что его поддержали даже те слои населения, которые не поддерживали его на прошлых выборах. Так, евангелисты обеспечили Бушу уверенную победу в штате Флорида. Важно, что республиканцы смогли предложить избирателям конкретный план действий, которому они будут следовать после победы Буша. Тогда как штаб Керри потратил очень много времени не на разработку четкого плана, а на критику действующего президента", - сказал "Эксперту" директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации в Вашингтоне Николай Злобин.

Буш выбил из рук демократов многие козыри. За последние пару лет политика администрации Буша заметно эволюционировала. По одной простой причине: республиканцы отнюдь не хотят проиграть выборы 2008 года. Буш продолжил многие социальные программы, начатые Биллом Клинтоном. Например, программу по перестройке системы медицинского обеспечения. Не может не впечатлить и то, как республиканец Буш обрушился на деловую Америку, обвиняя менеджеров в корпоративных скандалах и требуя пересмотра норм корпоративной этики. Многие главы крупнейших американских компаний стали бывшими и оказались в тюрьме во время президентства Буша. А во внешней политике консервативный республиканец, словно завзятый демократ, вдруг занялся построением демократии во всем мире. Буш просто-напросто переиграл конкурентов, как в свое время Клинтон переиграл Буша-старшего, переняв многие идеи из багажа республиканцев.

Оба лагеря хотели, чтобы победа была очевидной, чтобы не повторилась история прошлых выборов, когда большинство американцев проголосовало за Гора, а большинство голосов выборщиков получил Буш. Особую ценность нынешней победе Буша придает то, что она именно такая - очевидная. Говорить о каких-либо случайностях не приходится - американский электорат на этих выборах был полностью отмобилизован. На состоявшихся выборах в США была зарегистрирована рекордно высокая активность избирателей. Явка - свыше 60%, это самый высокий показатель с 1960 года, когда на пост президента претендовали Кеннеди и Никсон. А в штате Вашингтон на выборы пришло более 85% избирателей, чего не было со времен второй мировой войны. В некоторых регионах избирателям приходилось отстаивать огромные очереди, чтобы получить возможность проголосовать за своего кандидата. И даже плохая погода в Огайо, Нью-Йорке и Техасе не помешала избирателям. Тот, кто хотел проголосовать, проголосовал - победил Буш.

Может, противники нынешнего президента и сочтут, что он этой победы не достоин. И совершенно напрасно. "Думаю, что Буш - один из тех президентов, которые на самом деле умнее и, если хотите, лучше, чем они кажутся. Его многие склонны недооценивать, многие его поднимают на смех, но он в общем-то заслуживает более высокой оценки, чем та, которую дают ему многие наблюдатели, прежде всего зарубежные", - сказал "Эксперту" заместитель директора Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин.

Что теперь он будет делать

Оставшись у власти, Джордж Буш вряд ли изменит те политические принципы, которые он декларировал в ходе выборов. Но и без корректив он, по-видимому, не обойдется.

Сегодня всем уже очевидно: нужно что-то делать с колоссальным дефицитом американского бюджета. У Буша, вероятно, поубавится энтузиазма в отношении налоговых реформ. В условиях сложившегося "расслоения" общества Бушу придется решать еще ряд экономических вопросов. "Прежде всего - искать компромисс по поводу возможности приватизации части пенсионных фондов. По поводу права американцев покупать за границей лекарства и обязанности медицинских страховых компаний оплачивать эти лекарства, потому что сегодня на этом рынке полная монополия американских фармацевтических фирм", - говорит Николай Злобин.

Однако ожидать того, что Буш кардинально изменит политику в отношении Ирака и Афганистана, не приходится. Во-первых, процесс силовой демократизации обеих стран зашел уже достаточно далеко, чтобы на него можно было махнуть рукой и со спокойной совестью отозвать солдат домой. "В Ираке чрезвычайно важно провести выборы. Это будет сложно, но американцы не отступятся от этой идеи. А после выборов они будут стараться как можно быстрее укрепить местную иракскую власть и постепенно вывести значительную часть войск", - говорит Дмитрий Тренин. Во-вторых, и в Ираке, и в Афганистане американская политика не была чем-то застывшим, она постоянно корректировалась, и некая оптимальная, на взгляд нынешней администрации, линия уже выработана.

Практически неизменной останется политика Америки в отношении Ирана и Северной Кореи. Америке крайне важно не допустить распространения ядерного оружия, и добиваться этого она будет весьма жестко. Похоже, самой сложной проблемой второго срока Буша станет именно Иран: что-то нужно делать, а что именно - пока не ясно. "Северная Корея тоже серьезная проблема, но здесь ситуация более стабильная, чем вокруг иранской ядерной программы. В отношении КНДР у Вашингтона налажено продуктивное сотрудничество с Пекином, и американцы очень хотели бы, чтобы такие же отношения были налажены с Москвой. Но пока добиться этого Вашингтону не удается", - говорит Дмитрий Тренин из центра Карнеги. А вот военный удар по Ирану, по его мнению, маловероятен. Имея на руках Ирак, крайне опасно пытаться что-то делать еще и в соседнем Иране.

Основные изменения, которых ожидают аналитики во внешней политике Белого дома, будут связаны с попытками подправить односторонность в американской внешней политике и привлечь на свою сторону другие страны. В частности, это касается НАТО. На этот блок в первой половине своего первого срока Буш не обращал внимания, считая, что организация погибает. Но постепенно Буш стал привлекать силы альянса, например, для стабилизации ситуации в Афганистане. Стоит ожидать расширения контактов с членами Северо-Атлантического альянса.

Россия: взгляд из Вашингтона

Изменится ли отношение Буша к России? Единого мнения по этому вопросу у аналитиков пока нет. Некоторые считают, что изменения будут: Бушу придется пойти на компромисс в отношениях с той частью американского истеблишмента, которой активно не нравится происходящее в России. "Слишком большая часть американского истеблишмента крайне критически, даже негативно относится к тому, что происходит в России. И не только в России, но и на Украине, на Кавказе и в Средней Азии. Команда Керри была готова, придя в Белый дом, немедленно поставить вопрос об интернационализации усилий по разрешению замороженных конфликтов на Кавказе, а Буш был против. Вероятно, теперь по этому вопросу Бушу придется идти на компромисс с оппонентами, и он пересмотрит свою позицию", - считает Николай Злобин из Центра оборонной информации.

Есть и противоположная точка зрения. Буш - цельная личность, и он не пойдет против своих взглядов в угоду чужим предубеждениям. "Думаю, за первый срок Буш в целом уже сформировал для себя картину России, сформулировал для себя, кто такой Путин. Поэтому каких-то изменений с американской стороны я бы не ожидал. Иначе это было бы странно: все-таки четыре года Буш плотно контактировал с Путиным. Пусть он не занимался плотно Россией, но уж из виду Россию точно не упускал. Поэтому и Буш, и его администрация довольно-таки неплохо понимают, что здесь происходит", - считает Дмитрий Тренин.

Впрочем, в прогнозах развития российско-американских отношений надо иметь в виду еще несколько обстоятельств. Во-первых, многое будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация в странах бывшего Советского Союза, и не только на Украине и в Грузии. Пока то, что происходит на постсоветском пространстве, укладывается в общую модель российско-американских отношений: идет в общем-то вполне нормальная, регулируемая конкуренция. Во-вторых, чисто гипотетически можно ожидать изменений в российско-американских отношениях в случае какого-то обострения внутренней ситуации в России в предвыборный период в 2007-2008 годах. Любой конфликт способен наложиться на американскую предвыборную кампанию, и гипотетически это может привести примерно к такому же обострению, как это было в 1999-2000 годах во время перехода власти от Ельцина к Путину. В-третьих, не ясно, как будет развиваться ситуация с Ираном. Если вокруг Ирана возникнет какая-то конфликтная ситуация и вдруг окажется, что Москва и Вашингтон слишком по-разному смотрят на пути урегулирования, это может стать источником проблем в двусторонних отношениях. В преддверии же второго президентского срока Буша российско-американские отношения выглядят вполне стабильными.

США: взгляд из Москвы

Как в этих условиях должна выглядеть оптимальная стратегия России в отношении США? В чем заключаются основные задачи?

Пожалуй, главное, что России стоит сделать, - занять более четкую и активную позицию в американо-российских отношениях. "Россия привыкла, что в 90-е годы Вашингтон все для нее формулировал. Но ведь для Вашингтона Россия не приоритет. И ждать, что Вашингтон будет продолжать формулировать для России какие-то новые задачи, бессмысленно. Активная позиция нужна, но я сомневаюсь, что эта активность будет проявлена, потому что не понятно, откуда в России эта активность сегодня возьмется", - считает Николай Злобин.

Вторая задача - нужно, наконец, диверсифицировать российско-американские отношения. Сегодня они строятся исключительно в военно-политической сфере. Военно-политически Россия и Америка действительно сотрудничают: борются с терроризмом, борются за нераспространение ядерного оружия. Но дальше этого отношения не идут. "Пора понять, зачем нам отношения с Америкой, что они нам дают. Взгляд на российско-американские отношения как на геополитику - вот тут мы наступаем, здесь они нас давят - устарел. Внешняя политика - и об этом, в конце концов, неоднократно говорил Путин - должна обеспечивать ресурсы для решения внутренних задач. Прежде всего задач экономических и социальных", - полагает Дмитрий Тренин. Так что нам есть чем заняться на ближайшие четыре года.