Рекламная горячка

Повестка дня
Москва, 08.11.2004
«Эксперт» №42 (442)
Вопреки прогнозам аналитиков российский рекламный рынок не только не сбавляет, а, наоборот, увеличивает темпы роста. Специалисты считают это негативной тенденцией

Ассоциация коммуникативных агентств России (АКАР), подводя итоги развития рынка за девять месяцев этого года, получила неожиданный результат: на рекламу эа этот период потрачено 2,3 млрд долларов - почти столько же, сколько за весь прошлый год (2,36 млрд). Рост за девять месяцев составил 32%. Между тем в начале года аналитики прогнозировали снижение темпов роста до 20-25% по сравнению с 31% в 2003 году и ждали дальнейшей стабилизации рынка. Предполагалось, что через несколько лет в России, как и на всех зрелых рынках, затраты на рекламу будут расти примерно теми же темпами, что и ВВП. Теперь очевидно, что этого не произойдет.

Основных причин столь бурного роста две. Первая - возобновившийся рост доли импорта на многих потребительских рынках, который сопровождается увеличением рекламных затрат зарубежных компаний. Вторая - рост цен на рекламу. Поскольку спрос намного превышает предложение, с начала года цены на телерекламу выросли на 25%, вдогонку за ними растут расценки и на другие виды рекламы. "Новых медиа не прибавляется; нынешние же, сохраняя за собой порой монопольное положение, могут взвинчивать цены", - говорит президент АКАР Владимир Евстафьев. В качестве еще одного фактора рекламщики называют рост курса евро - в конце прошлого года он стоил примерно 1,12 доллара, а в начале 2004-го достиг 1,2 доллара, из-за чего бюджеты европейских рекламодателей в долларах автоматически выросли, а за ними "подтянулись" и конкуренты.

То, что рекламный рынок вновь "уходит в отрыв" от реальной экономики, специалисты считают негативной тенденцией: "Это похоже скорее на горячку, - говорит Владимир Евстафьев. - Конечно, высокие темпы - это хорошо для рекламных агентств и СМИ, но для рынка это означает перегрев, снижение эффективности рекламы". По мнению генерального директора РА Instinct Светланы Петровой, "высокие темпы роста приведут прежде всего к увеличению конкуренции во многих категориях товаров и, как следствие, к повышению стоимости вывода брэнда на рынок или его поддержки".

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (442) 8 ноября 2004
    Выборы президента Украины
    Содержание:
    Войны не будет

    Первый тур выборов на Украине показал, что противоборствующие группы национальной элиты не готовы к силовому решению вопроса о власти

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама