Стандарты с максимальным уровнем шума

Разработка стандартов и контроль за исполнением государственных стандартов были для чиновников очень доходным бизнесом. Поэтому сегодня они готовы на все, лишь бы его вернуть

"В настоящее время на завершающей стадии находится подготовка 400 новых стандартов, которые будут введены до конца текущего года", - сообщил на прошлой неделе руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирования) Григорий Элькин. Среди находящихся в стадии подготовки - стандарты на мясную продукцию, в области CALS-технологий (компьютерной поддержки поставок), низковольтного оборудования, парфюмерной продукции и ряд других.

Казалось бы, новость сугубо положительная. В развитых странах мира считается, что фонд стандартов должен обновляться на 10% ежегодно. В России сегодня действует более 25 тыс. стандартов, если принять европейские образцы, то ежегодно у нас должно разрабатываться свыше 2,5 тыс. стандартов. А разрабатывается только 400-500 стандартов в год. Так что новые стандарты - это хорошо.

Но за этими победными реляциями Ростехрегулирования кроются нешуточные страсти и принципиальные проблемы в сфере национального технического регулирования.

Победа, добытая в боях

В конце 2002 года президент подписал Закон о техническом регулировании - он заменил действовавший еще со времен СССР Закон о стандартах. Этому событию предшествовала драматическая борьба буквально за каждое слово этого документа: он был внесен в Думу правительством после трудных межведомственных согласований. И хотя компромисс был достигнут, эмиссары ряда министерств и ведомств развернули в Думе работу против принятия законопроекта или как минимум по внесению в него кардинальных изменений. Один умелец даже сподобился поднять панику в МАГАТЭ, за что позднее поплатился местом.

Страсти вокруг этого закона вполне обоснованы: реформа технического регулирования существенно сокращает сферу влияния чиновников, а значит, и их возможности получать дополнительные доходы. Достаточно сказать, что закон ликвидировал огромный пласт ведомственного нормотворчества - ведь в соответствии с ним установление обязательных требований к производству и продукции переносится на уровень федеральных законов. Таким образом, чиновники лишаются возможности не только корректировать обязательные технические требования в соответствии с пожеланиями того или иного заказчика, но и навязывать экономике свои стандарты, а их "стандартизаторы" зачастую выдумывают с одной-единственной целью - зарабатывать деньги на штрафах за их несоблюдение. Нормативная база, которую чиновник до сих пор рассматривал как личный бизнес, превращается в техническое законодательство, защищающее бизнес от избыточных притязаний бюрократии.

Лишенные бизнеса

Несмотря на ожесточенное сопротивление, в 2002 году удалось сохранить базовые принципы реформы системы технического регулирования. Существенно облегчив жизнь предпринимателям, Закон о техническом регулировании вместе с тем нанес огромный материальный и моральный ущерб чиновникам бывшего Госстандарта (ныне - Ростехрегулирование). Дело в том, что закон, во-первых, ограничивает государственное регулирование производства исключительно сферой безопасно

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (442) 8 ноября 2004
    Выборы президента Украины
    Содержание:
    Войны не будет

    Первый тур выборов на Украине показал, что противоборствующие группы национальной элиты не готовы к силовому решению вопроса о власти

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама