- В целом я одобряю инициативы президента РФ по усилению вертикали власти.
Так сложилось, что в Татарстане мы имеем свою "вертикаль власти". В то время как большинство регионов в спешном порядке переходило на самоуправление, мы с этим не торопились, и не потому, что нам не нравится основа демократии - народовластие. Мы - последовательные сторонники федерализма, демократии и либерализации рынка. Но западные институты следует заимствовать с умом, чтобы не дискредитировать саму идею. А то ведь порой механически переносят и получают еще больше проблем. Вспомните, как по указке разгоняли коллективные хозяйства и силой внедряли фермерство, не создавая при этом никаких работающих механизмов их поддержки. В результате резко сократились объемы производства продуктов животноводства, развалилось немало деревень, часть полей заросла мелколесьем. Так же и с местным самоуправлением. Это создало много проблем, в то время как в других странах самоуправление самостоятельно решает эти проблемы. Мы сохранили назначаемость глав администраций районов с одобрения местных советов депутатов, поэтому мы сохранили стабильность и управляемость. Теперь мы готовимся перейти к самоуправлению, поскольку для этого подготовлены почва и кадры. Так что нам понятны те причины, по которым Владимир Путин вводит новый порядок избрания губернаторов. Однако это не должно идти в ущерб демократии и федерализму.
По законопроекту, кандидатура, предложенная президентом РФ, должна получить одобрение парламента субъекта федерации. Если же законодательный орган отклоняет предложенную кандидатуру, он может быть распущен. Зачем тогда выбирали этот орган? Ведь по существу кандидат в губернаторы должен знать местные условия, жить жизнью региона и, опираясь на поддержку населения, развивать экономику, социальную жизнь и культуру. Местный парламент отражает мнение населения региона. Если кандидат не соответствует представлениям населения, как же он будет работать? Он развалит дело. Посмотрите на отдельные регионы, которые с девяностых годов не могут выбраться из кризисной ситуации. Я убежден, что местные парламенты нельзя распускать, так как их формирование относится к исключительным полномочиям регионов. Это глас народа, к нему надо прислушиваться. Нет другого пути к благополучию, как работа со своим народом в мире и согласии. Тем более в рамках действующей Конституции Российской Федерации, в статье 85, можно найти конституционные нормы согласительных процедур.