Хохлома-тур в град Китеж

Русский бизнес
Москва, 15.11.2004
«Эксперт» №43 (443)
Традиционные российские промыслы диверсифицируют свой бизнес. Раскрученные еще с советских времен брэнды они используют для разработки программ туров по центрам народного творчества

Суббота в Семенове - банный день. В городке тихо и безлюдно. Никто не работает. Местный историко-художественный музей в субботу тоже был закрыт. А с недавних пор исключение стали делать для приезжих экскурсантов. Из музея туристов везут прямиком на фабрику "Хохломская роспись" - в последнее время по выходным и здесь для туристов открыты цеха. Впрочем, Семенов экскурсанты посещали и в прежние времена - каждый нижегородский школьник хотя бы раз отметился со своим классом на родине хохломы. Но сегодня туристы в эту далекую провинцию едут даже иностранные, и в Семенове поняли, что дело может оказаться прибыльным.

В этом году на фабрике впервые подсчитали доходы от туризма. Выяснилось: с января по сентябрь здесь побывали 224 экскурсии, которые принесли более 120 тыс. рублей. С выручкой от проданных в фабричной лавке сувениров и скормленных в фабричном кафе обедов вышло уже больше 300 тыс. На фоне общего оборота предприятия (в 2003 году - около 4,6 млн долларов) - не бог весть какие деньги. Однако на "Хохломской росписи" теперь к туризму относятся всерьез.

Из промысла - в бизнес

Это в советские времена голова не болела о том, как продать ложки-плошки: 80% продукции уходило на экспорт, а в своей стране хохлому купить было практически невозможно. Потом наступила черная полоса, когда продажи за границей упали почти до нуля, валютные поступления иссякли, денег хватало только на зарплату. Фабрике пришлось перестроиться и начать работать на внутренний рынок, а это оказалось непросто: сувениры крупным оптовикам не интересны, нужно было налаживать связи с розницей, в буквальном смысле доходить до каждого из сотен магазинов в больших и малых городах, искать партнеров на региональных выставках. "Прошу командировать для поиска новых торговых фирм" - типичный текст служебной записки сотрудников отдела сбыта. "В 1998 году у нас было 160 компаний-партнеров, сегодня их более 1600, - говорит директор по маркетингу Андрей Веселов. - Мы выжили за счет расширения продаж и сейчас ставим себе задачу - донести нашу продукцию до каждого райцентра".

Сегодня объединение "Хохломская роспись", пожалуй, самое успешное предприятие российских народных промыслов: и коллектив свой немалый - полторы тысячи сотрудников - сохранили, и к рыночным вкусам приноровились, и старых традиций не утратили. Удачным был первый послекризисный год: объем продаж увеличился более чем вдвое и с тех пор продолжает расти - может, и не столь внушительно, но стабильно, несмотря даже на сильную конкуренцию "левой" хохломы. Ее гонят семеновские же мастера для нижегородских и московских перекупщиков.

Традиционные хохломские сувениры занимают в продажах предприятия более 40%. Еще 23% приходится на детскую мебель, расписанную под хохлому, которую покупают в основном детские сады. А вот непрофильное для "Хохломской росписи" матрешечное направление ориентировано в основном на зарубежного покупателя. Матрешками занялись, когда обанкротилась соседняя фабрика "Семеновская роспись", специализировавшаяся на этих дерев

Новости партнеров

«Эксперт»
№43 (443) 15 ноября 2004
Ближний восток
Содержание:
Вместе с Арафатом

Смерть многолетнего лидера палестинцев ставит крест на существовании Палестинской автономии в ее нынешнем виде

Наука и технологии
Реклама