Продано, продано, продано!

Анастасия Матвеева
15 ноября 2004, 00:00

Германская фармацевтическая компания Stada подписала предварительное соглашение о приобретении почти полного пакета акций ОАО "Нижфарм", одного из лидеров российского рынка

Сделка по приобретению 97% акций ОАО "Нижфарм" должна завершиться к концу января будущего года. Если все пройдет по плану, немцы станут владельцами пятого по величине производителя лекарственных препаратов в России. "Нижфарм" в составе германской компании обретет дополнительные ресурсы для развития. Рынку же будет дан сигнал о перспективности отечественной фармацевтической отрасли в целом: предполагается, что покупка обойдется Stada в 80-85 млн евро, притом что оборот "Нижфарм" в 2003 году составил 40,8 млн евро. И сигнал этот рынок уже уловил. Так, сразу же после объявления о намеченной сделке Объединенная финансовая группа заявила о пересмотре оценочной стоимости компании "Аптечная сеть 36,6" (в ее состав входит другое известное отечественное фармацевтическое предприятие "Верофарм") в сторону повышения: потенциал роста стоимости, по расчетам аналитиков ОФГ, составляет 28%.

"Нижфарм" создает брэнд

ОАО "Нижфарм" - одно из немногих предприятий отечественной фармацевтической отрасли, сумевших вписаться в тенденции развития мировой фармацевтики. К началу нынешнего века из двух тысяч бывших советских фармпроизводителей лишь несколько десятков сохранили себя на рынке. Первая десятка производит около половины отечественных лекарств - и нижегородцы в их числе. ОАО "Нижфарм" занимало в 2003 году 3,4% российского рынка дженериков.

Вывести нижегородское предприятие в число лидеров удалось благодаря тому, что в 1994 году одна из компаний, участвовавших в его приватизации, привела сюда энергичную команду молодых управленцев во главе с Андреем Младенцевым , ныне он - генеральный директор ОАО "Нижфарм". Новые менеджеры сразу же попытались найти инвестора для находившегося в плачевном состоянии предприятия. Их интересовали не только деньги, но и опыт, который инвестор мог бы привнести в развитие "Нижфарма". Переговоры вели с крупной зарубежной фармацевтической компанией. Но очень скоро российская сторона осознала слабость своих переговорных позиций. Ничего приличного с точки зрения бизнеса потенциальному стратегическому партнеру она предложить не могла. Соответственно, не удалось бы выручить приличную сумму даже за контрольный пакет акций.

И дальнейшие поиски инвестиций сосредоточились в сфере финансовых институтов. Завершились они в 1999 году, когда в составе акционеров ОАО "Нижфарм" появился Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Банк за 10 млн долларов стал собственником 25% акций предприятия. Впрочем, это не означает, что в поисковый период нижфармовская менеджерская команда ничем другим не занималась. Дела на предприятии постепенно улучшались: налаживалось финансовое управление, внедрялась автоматизированная информационная система, совершенствовался маркетинг. Компания приобрела прозрачность: на ней проводился необходимый для привлечения инвестиций из зарубежных источников международный финансовый, экологический и юридический аудит. К моменту прихода ЕБРР "Нижфарм" уже показывал хорошую динамику: обороты выросли - с 7 млн долларов в 1995 году до 21 млн в 1998 году.

Поначалу молодые менеджеры не столько задумывались о стратегии, сколько зашивали "дыры" в оперативном менеджменте. А когда выяснилось, что для получения кредита от ЕБРР необходимо предоставить свои соображения о стратегических направлениях развития, то всерьез принялись их разрабатывать. Стержнем стратегии стала ориентация на брэндированные дженерики. Дело в том, что у отечественных фармпроизводителей пока один путь роста: искать свою нишу на поле неоригинальных препаратов, на которые окончились сроки патентной защиты, а это и есть дженерики. Преимущество на этом поле получают компании, сумевшие создать для своих препаратов брэнд, то есть вкладывающие значительные средства в маркетинг. ОАО "Нижфарм" на этом поприще достигло больших успехов: в настоящее время его марка - одна из самых известных на отечественном рынке.

Пропуск на рынок

Последний срок, когда ЕБРР должен выйти из состава акционеров ОАО "Нижфарм", - 31 января 2005 года. А потому некоторое время назад инвесторы начали подыскивать покупателя на свои акции "Нижфарма". Среди претендентов было несколько известных производителей, но победила немецкая компания. "Предложение Stada, - заметил Андрей Младенцев, - было наиболее привлекательным".

Стратегия, разработанная "Нижфармом", сыграла главную роль в решении Stada сделать его своим российским активом. Представитель Stada сообщил "Эксперту", что эта стратегия принципиально сходна с их собственной стратегией. Дело в том, что и для германского производителя ключевые слова - "дженерик" и "брэнд". Stada не ведет масштабных исследований и не имеет в своем активе инновационных патентованных разработок. Немецкая компания занимает в фармацевтической табели о рангах достойное место производителя качественных брэндированных дженериков.

Впрочем, именно такие производители и заинтересованы сейчас в российских активах. Для компаний-инноваторов куда привлекательнее рынки развитых стран - там больных, способных оплатить лекарства, в цену которых включены затраты на миллионные исследования, неизмеримо больше, чем в России. А вот дженериковым компаниям, предлагающим препараты по существенно более низким ценам, должен представляться привлекательным и российский рынок: обороты его приближаются к 4 млрд долларов и растет он на 10-12% в год.

До сих пор собственными производственными единицами в России обзаводились лишь восточноевропейские производители, для которых рынки нашей страны и стран СНГ были традиционной средой обитания еще с советских времен. Теперь очередь дошла и до компаний, базирующихся на рынках развитых стран. Это закономерно, поскольку там сильную ценовую конкуренцию им составляют дженерики из стран Азии и Восточной Европы. Вот и приходится искать новые возможности для диверсификации бизнеса. Кстати, специалисты ОФГ полагают, что высокая цена сделки связана и с премией за выход на российский рынок. Тем более что компания "Нижфарм" обладает развитой системой продвижения: у нее есть как представительства в нескольких странах СНГ, так и обширная сеть медицинских представителей.

По всей видимости, свою роль в определении цены сделки сыграла и величина пакета, выставленного на продажу. Консолидация пакета была на руку и ЕБРР: понятно, что при любых иных условиях продажи он не получил бы такой же цены за свою четверть "Нижфарма", как теперь, когда покупатель получает контроль над предприятием. Остальные собственники, похоже, тоже с легкостью согласились на консолидацию, поскольку ни у одного из них пакет не превышал 15%.

Карт-бланш

В Stada к достоинствам приобретаемого актива относят и его соответствие международным стандартам GMP (Good Manufacturing Practice), динамичное развитие, высокую рентабельность. Учитывая это, новые собственники оставляют у руля нынешний состав менеджмента и предоставляют новой единице автономность. О размещении производства препаратов Stada на мощностях "Нижфарма" в ближайшее время речи не идет. Решение об изменении портфеля брэндов если и будет принято, то разве что в среднесрочной перспективе. Пока же рассматривается вопрос о том, что часть продукции "Нижфарма" может выйти на европейский рынок, благо по себестоимости он конкурентен по крайней мере с производителями развитых стран.

Для "Нижфарма" выгода от смены хозяев одними новыми рыночными перспективами не ограничивается. По словам аналитика маркетингового агентства "Фармэксперт" Светланы Грудачевой, установка на брэнды требует значительных расходов, равно как и развитие производства на основе международных стандартов. Так что перед компанией неизбежно встала бы проблема поиска новых источников для инвестиций: в постоянно действующую затратную маркетинговую кампанию, в расширение ассортиментной линейки для увеличения присутствия на рынке, в завершение перевода всего производства на стандарты GMP. Масштабы бизнеса "Нижфарма", раздробленность его пакета акций ограничивают его возможности в привлечении средств, и не исключено, что компания не сумела бы сохранить достигнутые темпы роста. Таким образом, появление стратегического инвестора в лице компании, продажи которой превышают 700 млн евро, может сыграть решающую роль в дальнейшем развитии российского производителя.

Готовящейся сделкой удовлетворено практически все российское фармацевтическое сообщество. Общее мнение выразила Настасья Иванова, генеральный директор Национальной дистрибьюторской компании: "Сейчас мы наблюдаем, что крупные мировые фармигроки начинают по достоинству оценивать потенциал как российских компаний, так и фармацевтического рынка в целом".