Освоение деревни

15 ноября 2004, 00:00

В широкий прокат только что вышел один из самых ожидаемых российских фильмов этого сезона - "Свои" Дмитрия Месхиева, обладатель гран-при последнего Московского кинофестиваля. Этот очень красивый черно-зеленый фильм про войну мог бы получиться с равным успехом историей любого из его четырех центральных персонажей: ситуация, в которую попадает каждый из них, достаточно драматична. Трое бегут из плена. Чекист (Сергей Гармаш), куда лучше своих товарищей понимающий, что к чему и почем, и способный без особых моральных угрызений напасть на человека со спины или залезть под юбку женщине своего спасителя. Политрук-еврей (Константин Хабенский), который еще почти не догадывается, какая судьба ждет таких, как он, в руках у фашистов (война только начинается). Совсем еще желторотый паренек (Михаил Евланов), неожиданно оказавшийся в родной деревне - а деревня-то в руках у немцев, и ему приходится отсиживаться в сарае, а родной отец ему помогать, конечно, готов, зато сбежавших вместе с сыном товарищей старику проще сдать.

Но фильм вышел именно об этом старике (Богдан Ступка), который прошел через коллективизацию, раскулачивание, бегство из сибирской ссылки - чтобы превратиться в поставленного немцами деревенского старосту. Даже имени его мы так и не узнаем, это просто крестьянин, один из миллионов попавших в жернова истории. Персонаж Ступки - этакий Тарас Бульба наоборот: он не будет читать перед толпой речей о товариществе, но ради жизни детей и их любви без колебаний достанет надежно припрятанную винтовку. Ненадолго достанет, потому что при любом раскладе он остается крестьянином, человеком земли, и его дело не воевать, а сохранить в целости все, что нажил и вырастил.

Неудивительно, что Богдан Ступка в этой роли оказывается сильнее всех играющих с ним в связке актеров. Дело тут даже не только в мастерстве (которое несомненно). Ступка родился и вырос во Львове и застал еще военные годы, хотя и ребенком. Надо полагать, образ хитрого и уверенного в себе крестьянина, с уверенностью держащего в кармане фигу против любой власти, ему неплохо знаком, как любому "западэньцу".

Месхиев взялся за сценарий "Своих", вышедший из-под пера Дмитрия Черных ("Москва слезам не верит"), потому что давно хотел снять фильм о деревне. Для достоверности актрис, сыгравших главные женские роли (в числе которых Анна Михалкова), он отправил на месяц погружаться в деревенский быт и учиться доить коров. Диалектный говорок как у них, так и у Евланова звучит вполне искусственно; однако деревня все равно получилась сочная. Просто потому, что время военное, каждый самый незначительный поступок здесь решает вопрос о жизни и смерти, и в деревенской, "близкой к земле" жизни вдруг начинают ярко играть почти животные страсти и инстинкты.

Алан Паркер, председатель жюри последнего ММКФ, признался, что картина Месхиева - не только сильнейшая на фестивале, но вообще одна из лучших, которые он видел в своей жизни. Даже если учитывать очевидную преувеличенность подобной характеристики, к мнению великого режиссера стоит прислушаться.