Двигатели творческого сгорания

Культура
Москва, 15.11.2004
«Эксперт» №43 (443)
Продюсер совсем недавно стал заметной фигурой на нашем культурном рынке. Его отношения с творцами далеки от идиллии. Тем не менее обе стороны ищут взаимопонимания - ведь иначе машина шоу-бизнеса просто остановится

Около пятнадцати лет назад в нашу культуру пришел человек со стороны и принес с собой деньги. Это был продюсер. Впервые за свою жизнь в искусстве творцы столкнулись с этой колоритной фигурой. Отношения их складывались непросто. Во-первых, происхождение денег часто было покрыто мраком. Во-вторых, творческой натуре было сложно признать свою зависимость от человека, зачастую совершенно далекого от прекрасного, доброго и вечного. Но, несмотря на периодически случающиеся скандалы и судебные иски, новая модель отношений в искусстве процветает: практически каждый заметный проект последних лет обязан своим существованием не только автору, но и его продюсеру.

Особенно заметно это в зрелищных искусствах, требующих больших капиталовложений. Если записать диск, а тем более издать книгу - это совсем недорогое удовольствие, которое вполне может позволить себе сам автор, то шоу-бизнес без денег не существует. Деятелям театра и кино никогда не удастся воплотить свои идеи, если им не поможет продюсер - волшебник, регулирующий финансовые потоки и направляющий их в русло творчества.

Это звонкое слово "продюсер"

Долгие годы главным и единственным продюсером на одной шестой части суши было государство. Ситуация изменилась с приходом рынка, но не столь кардинально, как кажется. И сегодня государство - влиятельный игрок в шоу-бизнесе. Оно поддерживает на плаву стационарные театры и ежегодно вкладывает более миллиарда рублей (это 30% от стоимости всех снимающихся фильмов) в кинопроизводство. "Государство сегодня - если посмотреть на общую сумму его инвестиций в кинопроизводство - главный продюсер в киноиндустрии", - утверждает Станислав Ершов, директор Киностудии им. Горького. Та же ситуация и в театре.

Деятели искусства находят способ получить подпитку из федерального и местного бюджетов с помощью самых экзотических средств. Например, московский Театр им. Пушкина получает от правительства Москвы дотацию в честь своего патрона. Спектакли по произведениям Пушкина дотируются "отдельной строкой". "Александр Сергеевич - это коммерчески выгодная и вместе с тем очень благородная тема", - говорит директор театра Александр Орлов, и его голубые глаза теплеют.


Сергей Дягилев знаменитый импресарио начала XX века Театральный продюсер Павел Каплевич Александр Вайнштейн, продюсер мюзиклов

Госбюджет - самая полноводная река инвестиций, из которой черпает большинство продюсеров. Единственное отличие постсоветского "продюсера" от директора советских времен - в том, что директор получал зарплату от государства, а продюсер отщипывает себе процент от сумм, выделенных государством на искусство. В худшем случае продюсер исчезает, прихватив с собой всю сумму, - по слухам, именно так поступил один из недавних руководителей Киностудии им. Горького, после отбытия которого за границу исчезли несколько миллионов долларов, выделенных из госбюджета на создание малобюджетных фильмов.

Еще один, доставшийся нам в наследство от советских времен тип "продюсера" - это директор стационарного театра. Это

Новости партнеров

«Эксперт»
№43 (443) 15 ноября 2004
Ближний восток
Содержание:
Вместе с Арафатом

Смерть многолетнего лидера палестинцев ставит крест на существовании Палестинской автономии в ее нынешнем виде

Наука и технологии
Реклама