Неспешная погоня за прибылью

Международный бизнес
Москва, 15.11.2004
«Эксперт» №43 (443)
Для Scania, одного из ведущих производителей грузовиков и автобусов, быть лидером на рынке означает работать эффективнее всех остальных. О стратегии компании "Эксперту" рассказал ее глава Лейф Остлинг

Сборочный цех основного производства Scania в местечке Седертелье под Стокгольмом живет в режиме закрытого "ящика". Даже если вам повезло и вас, под присмотром, пустили на эту сверхсекретную территорию, ни о какой фотосъемке и прочих материальных свидетельствах вашего здесь пребывания не может быть и речи: тут явлены конкурентные преимущества компании, методично преумножаемые много лет. Благодаря им Scania из хвоста мирового рейтинга производителей грузовиков и автобусов переместилась в самое начало.

Но удивляет даже не рост бизнеса, а его качество. Если по объему выпуска Scania заметно уступает трем нынешним призерам рынка - Volvo, Mercedes и Frightliner, то денег в итоге зарабатывает больше, чем они. "У нас прибыль на один автомобиль вдвое выше, чем у конкурентов, - говорят в отделе маркетинга и PR. - Столь же высокий уровень прибыли лишь у американской компании Paccar, известной в Европе по марке DAF".

"...Вот мы прошли шестьсот метров", - менеджер по производству делает очередную остановку. Это он намекает, что мы совершаем довольно редкую по протяженности экскурсию. Цех занимает площадь в 40 га! Мы короткими перебежками продвигаемся по одной из сторон этого гигантского прямоугольника, вдоль главного конвейера. Глаза у нашего экскурсовода горят: это финальный акт, можно сказать, торжество производственного менеджмента Scania - сборка шасси и установка на него двигателя, кабины и колес. Каждый экземпляр делается на заказ, включая модификацию двигателя и марку шин. И действительно, метрах в ста впереди, в конце конвейера, стоят в ряд четыре готовых грузовика - кабины у них разных моделей и цветов.

Если не считать оживленных экскурсантов, атмосфера на линии предельно будничная, даже вяловатая. Народу мало: вдоль километрового конвейера растянулись несколько групп рабочих по три-пять человек. Они не спеша подгоняют готовые узлы к висящему на конвейерной ленте шасси и с помощью огромного инструмента, тоже свешивающегося с потолка, без видимых усилий ввинчивают что-то в тело будущей машины. Некоторые просто стоят, разговаривают. Лишь однажды менеджер замечает: "Этот момент очень ответственный". Речь идет о том, чтобы с помощью механизма, похожего на подъемный кран, перенести по воздуху собранный двигатель весом около тонны и установить его на шасси (которое перед этим, конечно, опустили на пол). Тут нужна хорошая сноровка. "Рабочие по очереди выполняют эту операцию, меняются между собой", - добавляет он.

В словах менеджера заключен важный смысл. Рабочие в цехе объединены в самоуправляющиеся группы для решения производственных вопросов (например, кто сегодня что делает) - и это конек менеджмента в Scania. Между собой группы действуют как контрагенты, в частности подписывают договор сдачи-приемки изделия - чтобы после не было претензий к качеству. О том, что это не менеджерская игрушка, а исправно работающий механизм, говорит беспрецедентный акт на последнем этапе сборки: последняя группа на линии, устанавливающая колеса, подписывает... накладную! Т

Новости партнеров

«Эксперт»
№43 (443) 15 ноября 2004
Ближний восток
Содержание:
Вместе с Арафатом

Смерть многолетнего лидера палестинцев ставит крест на существовании Палестинской автономии в ее нынешнем виде

Наука и технологии
Реклама