И в долгий путь

Спецвыпуск
Москва, 22.11.2004
«Эксперт» №44 (444)
Экономика Санкт-Петербурга реформируется и ждет стратегических инвесторов

За девять месяцев текущего года объем инвестиций в основной капитал хозяйствующих субъектов экономики Санкт-Петербурга составил 46,3 млрд рублей, или 76,3% от объема инвестиций за аналогичный период 2003 года. Тем не менее спад инвестиционной активности вовсе не говорит о том, что Санкт-Петербург теряет свою инвестиционную привлекательность. Предыдущий год был для города на Неве юбилейным, что и обусловило значительный приток в его экономику федеральных денег. Родной город Владимира Путина по полной использовал свое трехсотлетие, даже как повод получить от российского правительства дополнительное финансирование на строительство юбилейных объектов. В итоге объем инвестиций в 2003 году достиг рекордных для городской экономики значений. В этом году такого золотого дождя не было - этим и обусловлен некоторый спад.

Большинство опрошенных нами специалистов считают, что Санкт-Петербург остается одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов России. Речь идет даже не об отдельно взятых областях городской экономики, а об инвестиционном потенциале города в целом. Все эксперты особо подчеркивают такой фактор, как долгосрочность перспектив: если сейчас еще не все хорошо (удобно, открыто, ясно), то в отдаленном будущем стоит ждать позитивных перемен.

Оптимизм внушают последние события в новейшей истории города: местная администрация инициировала целый ряд важнейших экономических преобразований. За истекший год губернаторства Валентины Матвиенко реформированию подвергались практически все сферы жизни Петербурга: ЖКХ, гостиничный сектор, сфера энергетического жизнеобеспечения, городской транспорт, система тарифообразования, земельные отношения, промышленность. В целом можно сказать, что глобально меняется подход к социально-экономическому развитию Петербурга. Для каких-то сфер городской экономики эти изменения особенно существенны, в других - еще не очень заметны. Но и сейчас, пока далеко не все планы реализованы, потенциальному инвестору есть с чем работать в Петербурге.

Главный кит

Традиционно Петербург называют пивной столицей и важнейшим российским транспортным центром. В первом случае все ясно: говорить об инвестиционной привлекательности петербургской пивной отрасли было бы странно - здесь давно и прочно "сидят" западные стратегические инвесторы и концентрация капиталов весьма высока.

Другое дело - транспорт. И прежде всего портовая инфраструктура. Покупка Новолипецким металлургическим комбинатом (НЛМК) 49% акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" показала: собственники на этом рынке склонны менять приоритеты, и возможность занять сильные позиции есть всегда. Есть она и сейчас. До сих пор не проданы пакеты акций порта, находящиеся в городской собственности (28,79%) и в федеральной собственности (20%). Некоторое время назад Смольный намеревался продать свой пакет новому владельцу, если с его стороны поступят "адекватные, экономически выгодные предложения". Судя по всему, таких предложений не поступило, и в петербургской администрации теперь не и

Новости партнеров

«Эксперт»
№44 (444) 22 ноября 2004
Реформа образования
Содержание:
Третья огибающая

Новое российское образование будет либеральнее и рыночнее прежнего. Сохранит ли оно при этом свою глубину и интеллектуальность - такой вопрос мало кто сегодня себе задает

Наука и технологии
Реклама