Большой город на Темзе

Международный бизнес
Москва, 22.11.2004
«Эксперт» №44 (444)
Пример Лондона свидетельствует: внимание к инфраструктуре и благожелательное отношение к иммигрантам - вот что совершенно необходимо для успешного развития современного мегаполиса

Многомиллионный город с быстрорастущим населением. Приток мигрантов, в основном иностранцев, постоянно увеличивается. Спрос на жилье обгоняет предложение, а цены на недвижимость - заоблачные и непрерывно растущие. Стремительная деиндустриализация. Высокая стоимость жизни. Транспортные проблемы - пробки на дорогах, перегруженное метро, работающие на пределе аэропорты. Речь идет не о Москве, речь - о Лондоне, который сталкивается с множеством тех же проблем, что и российская столица.

Проблемы эти во многом усугубляются и тем, что в течение почти 15 лет стратегией развития городского хозяйства как единого целого никто не занимался. Еще в 1984 году консервативное правительство Маргарет Тэтчер, которое боролось с наследием "британского социализма", отменило городское самоуправление в Лондоне. Влияние мэра, назначаемого премьер-министром, стало весьма ограниченным, а город управлялся лишь "на уровне" районов (их в Лондоне тридцать три). Вопросы же общего управления и развития городской инфраструктуры при этом практически не решались. Лейбористское правительство Тони Блэра восстановило городское самоуправление: была восстановлена Лондонская ассамблея ("городская дума"), а пост мэра вновь стал выборным. Это сразу же привело к улучшению состояния городского хозяйства (об этом, в частности, свидетельствует переизбрание летом этого года Кена Ливингстона, который в 2000 году стал первым после длительного перерыва избранным мэром Лондона).

"Введение выборного поста и самоуправление в Лондоне оказались удачны с точки зрения эффективности управления. Лондонская мэрия - небольшой бюрократический аппарат, который определяет стратегию развития города, чего ранее не было", - сказал "Эксперту" аналитик лондонского исследовательского центра Economist Intelligence Unit Филипп Уайт. Мэрия действительно взялась за многие вопросы, которые не решались на протяжении пятнадцати лет, и прежде всего за транспорт и городскую инфраструктуру.

Проблема номер один

"Если бы жители Лондона получили возможность однажды воспользоваться услугами московского метро, то, я думаю, на следующий день в Лондоне случилась бы революция", - шутит директор Центра изучения Лондона при Лондонской школе экономики Тони Треворс. Транспортная система Лондона по-своему уникальна. В британской столице разветвленная сеть линий метро (действующего с 1863 года), пригородных поездов и маршрутов автобусов. Но весь лондонский транспорт в течение уже десятилетий испытывает недостаток инвестиций в инфраструктуру. Постоянными и привычными стали сбои в работе метро и электричек. Опоздания поездов стали регулярным явлением, а иногда - как в прошлом году во время ливневых дождей летом или снегопада зимой - транспортная система оказывается практически полностью парализованной.

Решение транспортной проблемы мэр Лондона Ливингстон сделал ключевым направлением своей политики. Прежде всего, по его инициативе в 2002 году был введен платный въезд автомобилей в центр города. Проезд через центральную часть Лондона обходится

Новости партнеров

«Эксперт»
№44 (444) 22 ноября 2004
Реформа образования
Содержание:
Третья огибающая

Новое российское образование будет либеральнее и рыночнее прежнего. Сохранит ли оно при этом свою глубину и интеллектуальность - такой вопрос мало кто сегодня себе задает

Наука и технологии
Реклама