Ворота в мир

Культура
Москва, 29.11.2004
«Эксперт» №45 (445)
Основная беда российской архитектуры - ее оторванность от общемировых процессов. На последней Венецианской биеннале отечественные архитекторы попытались выйти из изоляции

На прошлой неделе завершился главный смотр мировой архитектуры - IX биеннале в Венеции. По домам отправились лучшие проекты последних лет, свезенные в Венецию еще в сентябре. Однако из российского павильона уезжали совершенно новые работы, созданные не до биеннале, а во время ее работы. Так было задумано куратором нынешней российской экспозиции - известным архитектором, преподавателем Московского архитектурного института Евгением Ассом. Его проект Workshop Russia заключался в следующем. Девяносто молодых российских архитекторов, отобранных по конкурсу, отправились в Венецию, чтобы там, под руководством своих старших коллег из Голландии, Германии, Италии, Испании и Дании, участвовать в проектных семинарах. Среди руководителей семинаров были и главный архитектор Барселоны Хосеп Асебильо, и Киетио Торсен из известного норвежского бюро Snohetta, и другие не менее именитые представители цеха. За девять недель работы биеннале они провели девять семинаров, в том числе "Посадка везде" (градостроительные решения, связанные с развитием авиации), "Ворота в Венецию" (проектирование функциональной зоны въезда в город), "Москва-2029" (футурологические градостроительные проекты для столицы России).

В результате получилось несколько интересных проектов, о которых восторженно отозвались западные коллеги, включая генерального куратора биеннале Курта Форстера. И главное - с биеннале уехали девяносто молодых людей, переполненных чувством сопричастности большой архитектуре. Главное - потому что цель проекта, как ее ни формулируй, сводится к одному: преодолеть ту пресловутую оторванность от мирового процесса, которая считается причиной всех зол нынешней российской архитектуры.

Срезая угол

О проекте Workshop Russia и отечественной архитектурной реальности "Эксперту" рассказывает куратор российской экспозиции на IX биеннале в Венеции Евгений Асс.

- Еще весной, когда вы представляли свой проект на "Арх-Москве", многие трактовали его так: сегодня нам нечего показать миру, поедем хотя бы поучимся. Вы действительно так считаете?

- Нет, такой мысли у меня не было. На самом деле я обдумывал несколько вариантов, один из которых был вполне традиционным, выставочным, и он даже был практически готов. Но мне показалось интереснее и с разных точек зрения правильнее сделать так, как я сделал. И я не ошибся.

- Откуда же взялась столь пренебрежительная оценка Workshop Russia значительной частью наших архитектурных критиков и кураторов?

- Скорее всего, причина тому - комплекс неполноценности, который испытывают наши архитекторы, критики и кураторы. Они сами считают, что показывать нам нечего. Им хотелось бы потрясти мир, удивить его чем-то - а чем удивить, непонятно. И в конечном итоге виноватым становится куратор, который будто бы демонстративно ничего из построенного не показывает.

- Но этот комплекс имеет вполне реальное основание - нашу оторванность от мирового архитектурного процесса. В конце концов, и ваш проект направлен на ее преодоление.

- Оснований, конечно, множество. На се

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (445) 29 ноября 2004
    Кризис на украине
    Содержание:
    Революция передела vs стратегия договора

    Кто бы ни вышел победителем в нынешнем кризисе на Украине, первым делом он займется консолидацией элиты и строительством новой партии власти

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Культура
    На улице Правды
    Реклама