Разрешите откланяться

Русский бизнес
Москва, 29.11.2004
«Эксперт» №45 (445)
Мировой лидер полиграфического машиностроения Heidelberg сворачивает свой главный инвестиционный проект в России. Компания сетует на плохую макроэкономическую ситуацию и враждебную для инвестиций законодательную среду

Совсем недавно рейтинговое агентство Fitch повысило кредитный рейтинг России до инвестиционного уровня, год назад то же самое сделало агентство Moody`s. Но, судя по некоторым фактам, не все так безоблачно для инвесторов в нашей стране. Почти одновременно с заявлением Fitch свое - о сложностях полиграфического бизнеса в России - сделала известная международная компания Heidelberg.

Не заметить заявления специализирующейся на выпуске типографского оборудования Heidelberg никак нельзя: одно дело, когда жалуются жирующие сырьевики-нефтяники, другое - когда недовольны машиностроители, чей бизнес - наукоемкое производство.

Около года назад "Эксперт" анализировал перспективы развития российского бумажно-полиграфического кластера. Выяснилось, что отрасль готова к мощному рывку, сопряженному с массовыми инвестициями и всеобщей модернизацией. Для этого существовали все предпосылки, дело оставалось за малым - нужна была поддержка инвесторов со стороны государства, например в виде снижения уровня пошлин на комплектующие для современного типографского оборудования или заградительных налогов на импорт печатной продукции. Но год прошел, а воз и ныне там. Оформленной промышленной политики и даже минимального внимания этот сегмент нашей экономики, оцениваемый в 2,5 млрд долларов, так почему-то и не получил.

Мечта газетчиков

Heidelberg к российскому рынку стала присматриваться лет десять назад. В 1996-м компания открыла здесь представительство. А через год в корпорации обратили внимание на кадровый резерв российского машиностроения. Тогдашний рост интереса к подержанному полиграфическому оборудованию побудил немцев попробовать организовать в Москве небольшой цех по восстановлению печатного оборудования. Они вошли в этот бизнес и, по словам главы представительства Heidelberg в России Владимира Бабаева, "получили удачный опыт работы с некоторыми элементами сборки, а также металлообработки в России". Вместе со своим немецким начальником г-н Бабаев ездил по России и показывал ему наши машзаводы, демонстрируя уровень профессионализма отечественных работников и инженеров. Немцы обратили внимание на то, что на российских заводах хорошо выпускают только первые образцы, а вот серийное производство страдает. В Heidelberg пришли к выводу, что со своим опытом они могут помочь российскому производству, и решили сюда инвестировать.

Heidelberg начал переговоры с "Рыбинскполиграфмашем", одним из двух российских заводов - производителей типографских машин. Обсудив детали, стороны пришли к выводу, что в России интересно производить в первую очередь оборудование для печати газет. Качество газет в России несопоставимо хуже, чем за рубежом. В США, например, около 70% газетных изданий выходят в цвете - в России цветная в лучшем случае только каждая десятая газета. Так что потенциально спрос на цветную печать и соответствующую типографскую технику огромен.

Heidelberg взял за основу свою проверенную машину Merkury и усовершенствовал ее с учетом российских стандартов и запросов полиграфис

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (445) 29 ноября 2004
    Кризис на украине
    Содержание:
    Революция передела vs стратегия договора

    Кто бы ни вышел победителем в нынешнем кризисе на Украине, первым делом он займется консолидацией элиты и строительством новой партии власти

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Культура
    На улице Правды
    Реклама