Собери свой шампунь

Русский бизнес
Москва, 29.11.2004
«Эксперт» №45 (445)
В России бурно развивается контрактное производство косметики. Для отечественных косметических компаний это шанс освоить незанятые рыночные ниши и составить конкуренцию импорту

"Мы не общаемся с прессой. Пойдут звонки от заказчиков, а у нас мощности и без этого загружены на пять лет вперед", - так отвечали "Эксперту" почти во всех российских компаниях, занимающихся контрактным производством косметики. Сегодня едва ли не каждая третья отечественная косметическая компания изготавливает рецептуры и косметические субстанции для заказчиков. Контрактное производство - самый быстрорастущий сегмент российского парфюмерно-косметического рынка: его динамика составляет почти 80-90% в год. Аналитики считают, что в ближайшее время наша страна станет крупнейшим в Европе производителем косметики по аутсорсингу.

Разделение функций

Что же обеспечило столь мощный спрос на контрактное производство в России? Дабы разобраться в этом, надо понять, какое место занимает сегодня контрактное производство в мировой косметической индустрии. В 80-х годах прошлого столетия западные косметические рынки вошли в стадию насыщения. Чтобы выдержать жесткую конкуренцию, производители косметики были вынуждены как можно чаще выпускать новинки - до двух-трех десятков ежемесячно. Для этого им потребовалась мощнейшая научно-исследовательская база. Вскоре выяснилось, что удерживать в одних руках производственные мощности, лаборатории и маркетинговые отделы невозможно, поскольку в итоге не удается мобильно реагировать на конъюнктуру такого изменчивого рынка, как косметический. Поэтому компании решили сконцентрироваться лишь на управлении брендами. Генерация же новых идей и технологий, их дальнейшее воплощение в производстве стали уделом так называемых контрактных компаний. Сегодня в мире работают сотни контрактных производств, из них два-три десятка обслуживают бренды класса "премиум". Некоторые из компаний-контрактников просто осуществляют на своих мощностях необходимую "сборку" по рецептурам заказчика, другие же предлагают полный набор услуг "под ключ": разработку формул, создание косметических текстур, а также фасовку, упаковку и сертификацию продукта. Так что контрактное производство - основа современной косметической индустрии. Особенно бурно оно сегодня развивается в странах с дешевой рабочей силой - в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии.

Два-три года назад контрактное производство начало развиваться и в России. Спрос на него в нашей стране во многом сформировали иностранные косметические компании, и сегодня их доля в объеме заказов доходит до 60%. Это транснациональные концерны Schwarzkopf, Unilever, Procter & Gamble, а также менее известные игроки из Польши, Испании, Болгарии и других стран. Размещение заказов на контрактном производстве - обязательная часть бизнес-стратегии иностранных компаний, поскольку они традиционно работают в нижнем и среднем ценовых сегментах косметического рынка. Аутсорсинг же позволяет сократить издержки не менее чем на 25-30%. "Иностранным компаниям, особенно транснациональным, нужно переиграть по цене российских производителей, чья продукция находится в том же ценовом диапазоне, - говорит Елена Сагал, вице-президент ком

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (445) 29 ноября 2004
    Кризис на украине
    Содержание:
    Революция передела vs стратегия договора

    Кто бы ни вышел победителем в нынешнем кризисе на Украине, первым делом он займется консолидацией элиты и строительством новой партии власти

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Культура
    На улице Правды
    Реклама