Происшествие в мексиканском автобусе

Павел Быков
29 ноября 2004, 00:00

Чтобы человечество могло нормально развиваться, необходимо на двадцать процентов сократить потребление невозобновляемых минеральных ресурсов и на порядок увеличить эффективность использования капитала, считает один из авторов доклада "Пределы роста" Деннис Медоуз

Чуть более тридцати лет назад Римский клуб опубликовал свой первый и самый знаменитый доклад "Пределы роста". Доклад, в котором говорилось о скором исчерпании минеральных ресурсов планеты и необходимости ограничить их потребление, произвел подлинный фурор. Энергетический кризис, вызванный нефтяным эмбарго арабских стран, казалось, служил наглядным свидетельством верности выводов ученых. "Пределы роста" стали своего рода символом эпохи, символом затяжного экономического кризиса семидесятых годов.

Правда, предсказанного авторами доклада исчерпания сырьевых ресурсов за истекшие годы так и не произошло. С тех пор общемировое потребление нефти, газа, металлов значительно возросло, но их физического дефицита пока нет: аналитики все так же привычно спорят, на сколько хватит мировых запасов нефти - на двадцать или на пятьдесят лет. Не сбылись, по крайней мере пока, и апокалиптические ожидания глобального экологического кризиса.

Тем более интересно узнать, что теперь думают по поводу перспектив развития человеческой цивилизации авторы "Пределов роста", как они сегодня оценивают свой тогдашний анализ. Ведь все эти годы они продолжали изучать закономерности развития сложных экономических и социальных систем, создавали более совершенные модели. На вопросы "Эксперта" отвечает один из соавторов доклада "Пределы роста" Деннис Медоуз.

- Как вы сегодня оцениваете выводы, которые сделали в 1972 году в своем докладе "Пределы роста"?

- Сегодня наша цивилизация продолжает двигаться по тому же пути, что и тридцать лет назад. К сожалению. Главное различие в том, что если в 1972 году общемировое население и экономика - а значит, потребление минеральных ресурсов - находились ниже уровня, который обеспечивал бы устойчивое развитие, более того, некое пространство для дальнейшего роста, то сегодня мы уже перешли этот порог. Сейчас уже недостаточно ограничить потребление ресурсов на нынешнем уровне, чтобы иметь возможность стабильно развиваться в течение длительного времени. Сегодня для этого уже нужно немного "нырнуть" - сократить объемы потребления.

- На сколько сократить?

- Наша группа разработала метод преобразования всех невозобновляемых ресурсов, энергия которых используется сегодня людьми, в возобновляемый эквивалент. То есть сколько бы нам потребовалось возобновляемых ресурсов, чтобы обеспечить те же потребности. Конечно, все эти измерения являются очень и очень приблизительными. И тем не менее определенный результат они дают. Так вот, согласно этим вычислениям, сегодня по потреблению ресурсов мы находимся заметно выше уровня устойчивого развития - уровня, при котором мы могли бы удовлетворять наши потребности за счет возобновляемых ресурсов, имели бы возможности для очень устойчивого долгосрочного развития. Чтобы выйти на этот уровень, человечеству нужно примерно на двадцать процентов сократить объем потребления энергии и невозобновляемых минеральных ресурсов.

Естественно, когда мы говорим, что надо сократить потребление энергии на двадцать процентов, речь идет об общемировом потреблении. То есть это не означает, что все страны должны его снизить на двадцать процентов. Это было бы несправедливо в условиях, когда есть одна такая страна, как США, на которую приходится двадцать пять процентов всемирного потребления. Прежде всего необходимо, чтобы сократилось потребление на Западе. То есть бедные страны должны увеличить потребление, а богатые, наоборот, снизить.

- Возможно ли столь масштабное сокращение потребления энергии и ресурсов без экономического спада?

- Несомненно, этого можно добиться. Есть масса способов снизить использование энергии и материалов. Но будут ли реализованы эти возможности? В настоящих условиях, в рамках нынешней модели развития, этого не произойдет.

Поэтому мы с коллегами ожидаем, что уменьшение запасов нефти будет иметь очень серьезные экономические последствия. Ведь мы не развиваем новые технологии, не достигаем эффективного использования энергии. По расчетам моих коллег, некоторые ныне существующие технологии могут позволить Америке вообще отказаться от импорта нефти. Причем это будет экономически выгодно, это не приведет к спаду.

- Какого рода технологии?

- Начать нужно с транспорта, поскольку шестьдесят процентов нефти идет в эту сферу. Нужно резко улучшить эффективность транспортных средств. Чтобы на один галлон бензина (галлон примерно равен четырем литрам) пробег автомобиля составлял не пятнадцать-двадцать миль, а восемьдесят-сто. Затем нужно переходить на использование водорода и топливных элементов вместо нефти и двигателя внутреннего сгорания. Нужны иные технологии "обогревания объемов", чтобы радикально улучшить эффективность обогрева жилищ. Другой резерв - новые технологии выработки электроэнергии, например с использованием энергии ветра. Все это возможно осуществить уже сейчас. Но если мы посмотрим вокруг, то не увидим ни одного правительства, которое делает какие-то реальные шаги в этом направлении.

- Как можно заставить правительства или компании переходить на новые технологии? Как заставить людей отказаться от внедорожников Hummer и им подобных?

- Если бы я знал ответ на этот вопрос, я бы сейчас здесь не сидел. Но какие-то соображения высказать могу. Представим себе, что сегодня мы находимся здесь. (Рисует вертикальную черту.) Следующие выборы у правительства здесь. (Рисует еще одну черту.) И предположим, что политики должны сделать выбор между двумя сценариями развития экономики. Первый - после ощутимого краткосрочного роста нас ждет долгосрочный и глубокий спад. Второй - после спада и периода стагнации нас ждет длительный период быстрого роста. Какой вариант выберут политики? Они всегда выберут первый вариант. Хотя все разумные соображения вроде бы должны заставить их выбрать второй.

Отсюда мы видим главную задачу - нужно расширить свои временные горизонты, горизонты планирования. Нам нужно смотреть вот сюда, а не сюда. (Показывает.) Как это можно осуществить? Во-первых, нужно задать сам вопрос. Самая большая проблема заключается как раз в том, что никто даже не думает о расширении временных горизонтов. Вот в США был совет по качеству окружающей среды. Но его закрыл Рейган, чтобы не мешал. Другой характерный пример - состояние СМИ. Подавляющее большинство изданий забито тем, что я называю "статьи о происшествиях в мексиканских автобусах". Это очень интересно, это очень живописно, но завтра это не будет иметь никакого значения.

Что мешает увеличить временные горизонты планирования? Посмотрим с точки зрения физиологии. Если вы алкогольно зависимый человек и хотите, чтобы у вас в жизни все было хорошо и замечательно, значит, надо еще немножко выпить, и все. Но если вы хотите, чтобы у вас все было в порядке через два года, вам нужно бросить пить. Но - это важно - прежде чем начнутся реальные улучшения в вашем состоянии, должно пройти примерно полгода. С другой стороны, алкоголь разрушает именно ту часть мозга, которая отвечает за решение долгосрочных проблем. Точно так же зависимость от нефти - от ее потребления или экспорта, не важно - нарушает способность планировать на долгосрочную перспективу.

- А можно ли излечиться от такой нефтяной зависимости?

- Нужно помнить, что люди очень сильно меняются. И ситуация в мире меняется очень быстро вне зависимости от того, хотим мы этого или нет. Наша задача в том, чтобы канализировать эти изменения в нужном направлении. Вот, скажем, Россия за последние сто лет очень изменилась, здесь много чего произошло. Я могу сказать, что изменения в следующие тридцать лет в экологии, в политике, в экономике будут более значительными, чем те, что произошли в последние сто лет. Этот напор перемен следует направить в нужную сторону.

Что касается России, ее зависимости от нефти, то вот вам один пример. В середине прошлого века один ученый на протяжении многих лет говорил, что американское производство нефти достигнет своего пика в районе 1970 года, после чего оно будет снижаться. Все твердили, что он не прав, что при помощи новых технологий можно будет существенно увеличить добычу. И что? Действительно, в 1970 году зафиксирован пик нефтедобычи в США. Более того, например, в прошлом месяце Америка произвела меньше нефти за счет своих запасов, чем в любое время за последние пятьдесят пять лет. Похожая история с Британией. Тэтчер использовала нефтяные доходы от добычи в Северном море для финансирования своей политической программы, своих реформ. Британия добывала много и продавала дешево. И вот в прошлом году Англии впервые пришлось начать импортировать природный газ. Пришло время расплачиваться.

Нечто подобное произойдет и в России, естественно, позже. Вы используете нефть как дойную корову и не вкладываете достаточных средств в развитие других источников энергии. Поэтому я хочу, чтобы вас вдохновил на это пример США.

- Как вы думаете, человечество вообще может развиваться без того, чтобы постоянно наращивать потребление ресурсов?

- Экономическое развитие - это процесс интенсификации использования капитала. Но если у вас быстро растет население, определенное количество капитала изымается и уходит на потребление, поэтому добиваться все более интенсивного использования капитала трудно - нужно заботиться о потреблении. Сегодня мировое население растет очень быстро. По данным Всемирного банка, почти треть стран мира за девяностые годы столкнулись со снижением объемов производства на душу населения, то есть рост интенсивности использования капитала не смог обогнать рост населения.

Согласно нашей модели, чтобы человечество могло устойчиво развиваться, необходимо за счет новых технологий повысить эффективность использования капитала на порядок. И при этом желательно снизить уровень загрязнения окружающей среды раз в двадцать.