Исправить имидж

Международный бизнес
Москва, 29.11.2004
«Эксперт» №45 (445)
Глава и основатель компании Nike Филип Найт уходит в отставку. Управление компанией он передаст человеку, который так же, как и сам Найт, около тридцати лет назад создал успешный бизнес

Глава компании Nike Филип Найт заявил, что оставляет пост президента и исполнительного директора, который он занимал более тридцати лет. Именно Найту компания обязана своим нынешним безоговорочным лидерством среди производителей спортивной одежды и обуви. Под его управлением Nike превратилась во всемирно известный бренд с простым, но узнаваемым слоганом Just do it.

Филип Найт занялся бизнесом в начале 60-х годов с создания небольшой фирмы по производству спортивной обуви Blue Ribbon Sports. Первые модели Найт шил собственноручно и продавал из багажника своего автомобиля. И только в 1972 году, после того как производство выросло, Филип Найт вместе с Биллом Бауэрманом основал Nike. Сегодня концерн Nike является бесспорным мировым лидером среди производителей спортивной одежды и обуви. Продажи Nike больше, чем суммарные продажи двух ближайших конкурентов - Adidas-Salomon и Reebok. Так, за шесть месяцев 2004 года продажи Nike составили 5,9 млрд долларов, а у Adidas-Salomon и Reebok - 4 и 1,7 млрд долларов соответственно. Компания продолжает очень быстро расти. За последние пять лет продажи Nike увеличились почти в полтора раза - с 8,8 млрд долларов в 1999 году до 12,3 млрд к концу 2004 года (по оценкам самой компании).

Отставка Филипа Найта не стала большой неожиданностью. Это вынужденная мера - слишком негативно относится к Найту общественное мнение. Причина - отголоски скандалов конца 90-х годов из-за плохих условий и низкой оплаты труда на фабриках компании в Китае, Индонезии и Вьетнаме. В то время, например, во Вьетнаме средняя зарплата составляла всего 41 доллар в месяц при 65-часовой рабочей неделе, а в Китае содержание вредных вещество на фабрике превышало норму в 177 раз. Похоже, что именно негативное общественное мнение в конце концов и заставило Найта подать в отставку.

Смена рулевого делает будущее концерна Nike неопределенным. Инвесторы связывают успешные результаты деятельности непосредственно с именем главы-основателя. Личные контакты Фила Найта помогали привлекать в рекламные кампании Nike спортивных звезд первой величины, таких как баскетболист Майкл Джордан, гольфист Тайгер Вудс и теннисистка Сирена Уильямс. Как сказал один из бывших директоров Nike, "Найт незаменим". По его мнению, Найт жестко контролировал каждое подразделение компании и именно он был инициатором наиболее успешных стратегий развития.

Аналитики спортивного бизнеса спокойно отнеслись к смене в руководстве Nike. Общее мнение таково, что Nike - не первая и не последняя компания, в которой глава-основатель передает бразды правления в руки наемного менеджера. Аналогичные процессы идут в Microsoft, где Билл Гейтс фактически передает руководство Стиву Болмеру , и в Intel, из которой недавно ушел легендарный Энди Гроув . Успокаивает и то, что Филип Найт останется главой совета директоров компании Nike.

У инвесторов же кандидатура преемника Найта - им станет Уильям Перес, глава компании S. C. Jonson & Son, производящей освежители воздуха и моющие средства, - вызвала н

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (445) 29 ноября 2004
    Кризис на украине
    Содержание:
    Революция передела vs стратегия договора

    Кто бы ни вышел победителем в нынешнем кризисе на Украине, первым делом он займется консолидацией элиты и строительством новой партии власти

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Культура
    На улице Правды
    Реклама