Принятое в прошлое воскресенье Парижским клубом кредиторов решение списать 80% из 38,9-миллиардного иракского долга (общая сумма долгов достигает 125 млрд долларов) стало болезненным компромиссом для Парижа, Берлина и Москвы, но важной дипломатической победой Вашингтона. Франция, Германия и Россия не отказывались в принципе от того, чтобы простить Багдаду долги, но готовы были поступиться максимум их половиной, справедливо полагая, что Ирак - страна не бедная. В декабре прошлого года после встречи в Москве с высокопоставленными российскими чиновниками члены тогдашнего временного совета Ирака Самир ас-Сумейди и Джалял Талабани оптимистично утверждали, что Москва готова списать и все 65%. До самого последнего времени такова была "красная линия" Кремля, за которую он готов был отступить только в обмен на внятные гарантии соблюдения коммерческих интересов российских нефтяников в Ираке. На пятидневных изнурительных переговорах в Париже американцы сперва предложили списать 95% долга, потом стороны опустили планку до 80 и застыли в ожидании решения Москвы. Наши переговорщики сдались, как ясно сегодня, только после того, как Джордж Буш лично обратился с соответствующей просьбой к Владимиру Путину на саммите АТЭС в Сантьяго. По-видимому, там прозвучала просьба, от которой нельзя было отказаться. "Наше решение обосновано анализом платежеспособности Ирака в ближайшей и среднесрочной перспективе, а также намерением содействовать восстановлению экономики этой страны. Россия рассчитывает на участие в контрактах по восстановлению разрушенной экономики Ирака и по разработке месторождений полезных ископаемых", - заявил сразу после переговоров министр финансов страны Алексей Кудрин.
Очевидно, что упрямство России обернулось бы отсечением страны от любых проектов в Ираке (за неделю до парижских встреч Минобороны РФ с удовлетворением сообщало, что начнет поставлять иракцам автоматы). Так или иначе, так называемый безнадежный долг Ирака России, составляющий, по разным оценкам, от 8 до 10 млрд долларов, после "усушки" превращается в обслуживаемый. На первом этапе (до 1 января 2005 года) кредиторы намерены списать штрафные проценты, накопленные Ираком, а последние 14 лет и составляющие до 30% от общей суммы долга. Россия в этом этапе не участвует, так как кредитные соглашения, подписанные между бывшим СССР и Ираком, не предусматривали применения штрафных процентных ставок. На втором этапе (после вступления в силу экономической программы МВФ для Ирака - Stand-by) предполагается списать еще 30% от общей суммы. На третьем этапе с учетом выполнения Ираком программы Stand-by предполагается списать 20%. Остаток будет реструктурирован на 23 года, включая шестилетний льготный период, что, по мнению американских экспертов, наконец-то позволит вложить доходы от экспорта иракской нефти в восстановление Ирака.