Реформа на четверку

Рейтинг
Москва, 06.12.2004
«Эксперт» №46 (446)
Несмотря на все усилия и новации ЦБ, систему банковского надзора в России трудно назвать эффективной - она не в состоянии упреждать возникновение и развитие как локальных, так и системных кризисов

В третьем квартале текущего года стали известны первые банки, допущенные ЦБ в систему страхования вкладов. То, что система заработала, - пожалуй, самое значительное достижение регулятора банковского рынка. Но не единственное: одновременно вступила в силу новая инструкция по созданию резервов на возможные потери по ссудам, призванная оградить банки от кризиса "плохих" долгов. Кроме того, банки впервые представили в ЦБ отчетность по международным стандартам. А если вспомнить апрельскую новую редакцию инструкции по обязательным нормативам, основной новацией которой стало требование соблюдения этих нормативов на ежедневной основе, то получается, что 2004 год стал для банковского сектора действительно самым насыщенным на нововведения. Тем не менее ЦБ ухитрился прозевать проблемы с ликвидностью у ряда средних банков, которые в результате не пережили летний "кризис доверия". О возможных последствиях реформы банковского регулирования и надзора мы поговорили с участниками рынка и сторонними аналитиками.

От науки к искусству

Формально надзор за банками появился в России одновременно с двухуровневой банковской системой - в конце 80-х годов. Однако на начальном этапе он был сверхлиберальным. Действовал фактически заявительный, а не разрешительный порядок регистрации банков, количество норм регулирования их деятельности было минимальным. Требование к минимальному уставному капиталу вновь образующихся банков составляло в 1992 году смехотворную сумму - в валютном эквиваленте порядка 10 тыс. долларов США, с середины 1992-го по середину 1993 года - порядка 100 тыс. долларов США (сейчас - 5 млн евро). Профессиональные требования к руководителям банков были чисто символическими.

Институт надзора со стороны ЦБ в общих чертах сформировался только к 1994-1995 годам, во многом под влиянием кризисов на валютном рынке (октябрь 1994-го) и на рынке межбанковских кредитов (август 1995 года), которые оказались неожиданными как для самих банков, так и для регулятора.

Следующий этап развития пруденциального надзора (1995-2003 годы) характеризовался более пристальным вниманием к контролю за процедурами, за исполнением законодательства. В это же время появляется и развивается практика инспекционных проверок банков, то есть проверок с выездом на место. И наконец, несколько лет назад появился и начал развиваться новый подход в надзоре - "рискориентированный". Основной смысл такого надзора состоит в том, чтобы выстроить систему финансовых ограничений банковской деятельности в противовес административным ограничениям, на которых делался акцент ранее. Ключевым элементом рискориентированного подхода в надзоре стало так называемое мотивированное суждение, позволяющее подходить к оценке финансового состояния банка не с позиции строгих формальных норм и правил, а основываясь на здравом смысле и комплексной, в том числе и неформальной, оценке не только текущего, но и будущего состояния банка.

Принцип мотивированного суждения впервые в массовом порядке опробуется ЦБ прямо сейчас - в проце

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (446) 6 декабря 2004
    Украина
    Содержание:
    Зачем нам нужна Украина

    Украина наиболее выгодна России в качестве сильной независимой демократической страны. Нынешний политический кризис может помешать ей стать такой

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама