Подножный бизнес

Русский бизнес
Москва, 06.12.2004
«Эксперт» №46 (446)
Простота, натуральность и уникальность - вот три принципа, на которых томские предприниматели из древнего собирательства сделали свой бизнес. Современным он станет тогда, когда они ответят на вопрос, куда двигаться дальше

В Томской области населенные пункты как старообрядческие скиты - затеряны в лесах. Этим геополитическим фактором, впрочем, как и дефицитом рабочих мест, объясняется склонность местного населения к сбору даров природы: грибов, ягод, орехов, бересты - в общем, всего того, что принято называть дикоросами. В конце 90-х годов некоторые собиратели основали небольшие предприятия и начали системно сушить грибы, мять ягоду в соки и варить варенья. Делали все по старинке, потому что так дешевле. Со временем выяснилось, что старинные способы переработки дикоросов - не недостаток, обусловленный бедностью, а конкурентное преимущество их бизнеса.

Превращение промыслов в бизнес - это тенденция, которая явно прослеживается последние два-три года. Сегодня многие мелкие компании, начавшие в 90-х заниматься освоением даров природы, за счет кредитов и областных программ постепенно обзавелись современным оборудованием, цехами и выросли до уровня средних и вполне прибыльных. В 2003 году в бюджет Томской области от компаний, занимающихся сбором и переработкой дикоросов, поступило 50 млн рублей налогов. Чуть больше миллиона рублей заплатили компании, специализирующиеся на берестяном и других, более экзотических, промыслах. Как утверждают специалисты, природные ресурсы области пока используются лишь на 5-6%. Если научиться пользоваться дарами леса чуть эффективнее, то доходы от этого бизнеса станут вполне сопоставимыми с 2 млрд рублей, которые в год получает областной бюджет от нефтянки.

Три предпринимателя, о которых пойдет речь, находятся на разных этапах превращения традиционных промыслов в бизнес. Но их объединяет общность замысла - сделать деньги на том, что в буквальном смысле слова лежит под ногами.

Дегтярь с Лунной реки

Фермер Александр Золотарев живет в деревне Туендат, что означает Лунная река. Каждый божий день Золотарев ходит по своим угодьям и повторяет, как заклинание, строчки из первой главы "Евгения Онегина": "Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет..." Чтобы добраться до маленького завода, на котором бывший фермер гонит деготь, нужно на пароме переправиться через таежную реку Чулым.

Три года назад Золотареву надоело беспокоиться об увеличении надоев коров и ценах на комбикорма, и он решил заняться выгонкой дегтя. Главу в учебнике химии о дегте его заставляли учить наизусть в школе. Тяжелое воспоминание детства и стало побудительным мотивом нового бизнеса. Золотарев навел справки и выяснил: в России почти никто не гонит деготь по старинке. Между тем многие фармацевтические компании и ветеринарные лечебницы готовы покупать именно такой деготь.

Поехал Золотарев в Томскую научную библиотеку и в разделе "Лесохимия" нашел-таки старинный, классический рецепт. После чего зарегистрировал ИЧП, нанял двоих соседей - и возвел дегтярный заводик на Лунной реке.

- В эти печи мы загружаем бересту, - показывает свое предприятие Золотарев. - Бересты в наших краях полно. У мастеров-резчиков остается много обрезков, отбракованной бересты и неизрасходованного матер

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (446) 6 декабря 2004
    Украина
    Содержание:
    Зачем нам нужна Украина

    Украина наиболее выгодна России в качестве сильной независимой демократической страны. Нынешний политический кризис может помешать ей стать такой

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама