Лоббирование по полной программе

Елена Рыцарева
13 декабря 2004, 00:00

Визит Владимира Путина в Бангалор освещался отечественными СМИ несколько однобоко - чаще всего на экране появлялся президент в темных очках, глядящий в небо - там выделывали кульбиты индийские летчики-экстремалы. Между тем в мире Бангалор известен совсем другим - здесь работают десятки тысяч программистов, которые пишут код практически для всех грандов мирового хайтека. Объем экспорта программного обеспечения из Индии в 2003 году достиг 15 млрд долларов, и львиная доля производится именно в этом штате. Бангалор считается мировой столицей офшорного программирования. И не только офшорного.

Здесь есть предприятия трех типов - во-первых, софтверные лаборатории мировых высокотехнологичных компаний, в основном американских (Motorola, Intel, Microsoft и др.); во-вторых, индийские компании, создающие программы или части программ по заказу других фирм, это и есть так называемое офшорное программирование (президент Путин посетил крупнейшую такую компанию - Infosys). Третий тип - взращенные на бангалорской почве собственные производители конечных продуктов. Одного из лидеров - производителя софта для банков I-Flex - посетила российская отраслевая делегация.

Как сообщают сухие строчки информагентств, Владимир Путин, находясь в штаб-квартире Infosys, сказал: "Мы можем объединить наши усилия и быть более эффективными". На самом деле совместная работа россиян и индийцев в области программирования - это утопия, уж слишком разные у нас интересы.

Индийцы заинтересованы в одном - в покупке наших программистов или, на худой конец, наших компаний. А сделать они это могут запросто. Для сравнения: если в той же Infosys или в Tata Consultancy Services (TSS), лидере индийского рынка, работают по 30 тысяч человек, а в другой известной компании-разработчике Wipro - 20 тысяч, то у крупнейших российских компаний по разработке заказного ПО штат не достигает и тысячи человек. А вот данные ассоциации "Руссофт", объединяющей около 70 российских программистских компаний: всего в фирмах - членах ассоциации работают не более 8 тысяч программистов.

Однако наши продаваться индийцам не хотят. Получить какие-то заказы в Индии тоже почти нереально. И все же Индию посетила солидная делегация Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ), глава компании IBS Анатолий Карачинский и топ-менеджмент российской АФК "Система", которая в последнее время тоже сильно прикипела к информационным технологиям.

"Система" и подписала единственное соглашение в области ИТ. Меморандум о стратегическом партнерстве с компанией Sobha Renaissance Information Technology (SRIT) заключила корпорация "Квазар-Микро" - лидер украинского ИТ-рынка, 51% акций которого этим летом купила АФК "Система". Поэтому президент "Квазар-микро" Евгений Уткин ездил в составе делегации именно российских бизнесменов. Г-н Уткин так прокомментировал "Эксперту" будущее сотрудничество: "Наши продукты, в первую очередь программное обеспечение для телекоммуникаций, интересны для Индии и стран Персидского залива, а у SRIT очень хорошие позиции в этом регионе. Кроме того, мы намерены разрабатывать совместные продукты в области безопасности и телекоммуникаций и распространять их по каналам обеих компаний - и в государства Персидского залива, и в страны бывшего СССР". С нашей стороны в процессе будут участвовать высокопрофессиональные программисты - эксперты, архитекторы ПО, математики. В Индии они уже стоят дороже, чем в России и на Украине.

Судя по всему, главная цель поездки остальных участников нашего российского ИТ-рынка -. не создание СП, а лоббирование перед российским президентом идеи создания в России фабрик офшорного программирования, подобных индийским. "Главное, президент увидел, что такое Infosys, как реально все это работает, - сказал 'Эксперту' Анатолий Карачинский. - Индийцы увидели нишу на рынке и сделали работу на пять с минусом, наша цель сейчас - воспользоваться индийским опытом и сделать работу на пять".

В первую очередь АП КИТ собирается перенять у индийцев опыт управления программистскими компаниями и проектами в области ПО. Анатолий Карачинский надеется на реализацию разработанной в этом году Мининформсвязи концепции развития рынка информационных технологий. Программа предусматривает реальные меры по развитию рынка ИТ-услуг в РФ, в частности заявительный порядок экспорта ИТ-продуктов, упрощение процедуры временного ввоза опытных образцов и другой техники, нулевую ставку НДС на экспорт ПО, снижение суммарной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда программистских компаний. Аналогичные меры уже давно приняты в Индии. Наша концепция одобрена правительством, но еще не подписана премьер-министром, не разработаны пока и соответствующие подзаконные акты. Игроки отечественного рынка надеются, что впечатления Путина от индийского визита продвинут законотворчество. "Никаких сомнений в том, что у нас будет лучше, чем у индийцев, нет", - утверждает г-н Карачинский.

Впрочем, сверхоптимистичному настрою Анатолия Карачинского есть, что противопоставить. Индийцы выходили на рынок офшорного программирования, когда он только начинал формироваться. Россия стремится на этот рынок, когда там уже фактически есть монополист, очень сильный авторитетный игрок, причем разговаривающий со своими американскими заказчиками на одном языке. При этом даже члены АП КИТ констатируют, что затраты на производство софта в России уже сейчас в среднем больше, чем в Индии. А мозги Россия, по большому счету, продавать не умеет. Так что реализовать проект "российский Бангалор" будет крайне сложно.