Спасибо, что и нас заметили

Елена Рыцарева
13 декабря 2004, 00:00

В российской экономической реальности появилось новое дело - "дело 'Вымпелкома'". Налоговики требуют у сотовой компании доплатить налогов и штрафов на сумму более 150 млн долларов

В минувшую среду 8 декабря ОАО "Вымпелком", второй по величине сотовый оператор России, получил акт c предварительными заключениями проверки налоговой декларации компании за 2001 год. В нем сообщается о задолженности по уплате налогов в сумме 2,5 млрд рублей (примерно 90 млн долларов) плюс 1,9 млрд рублей (приблизительно 67 млн долларов) по уплате штрафов и пеней. Сумма претензий оказалась больше всей операционной прибыли компании за 2001 год - 87,150 млн долларов.

Несмотря на успокаивающий пресс-релиз компании, в котором говорится, что "указанный акт является лишь предварительным уведомлением и ранее 'Вымпелкому' всегда удавалось урегулировать вопросы с налоговой инспекцией на профессиональном уровне", фондовый рынок моментально впал в панику. Рухнули котировки не только "Вымпелкома" (на российской бирже акции компании почти не торгуются, но на NYSE они подешевели на 21,7%). Инвесторы на РТС сбрасывали акции всех эмитентов, спешно и большими объемами. В лидерах падения оказались ЮКОС и "Норильский никель". Последнему досталось от продавцов особенно сильно, поскольку, как считает начальник аналитического отдела ИК "Брокеркредитсервис" Максим Шеин, "инвесторы ожидают, что компании тоже могут быть предъявлены налоговые претензии". По итогам 8 декабря индекс РТС снизился на 5,51%. Это самое большое падение в процентном отношении с 28 июля 2004 года (в тот день ЮКОС пригрозил прекратить добычу нефти).

В четверг индекс упал еще на 4,87%. Масла в огонь подлили новости о налоговых претензиях к "Томскнефти" ("дочка" ЮКОСа) и "Северо-Западному GSM". Продолжали падать акции российских компаний и на NYSE, подешевел не имеющий никакого отношения к связи "Вимм-Билль-Данн" - на 9,58%. Естественно, акции "Вымпелкома" тоже упали - еще на 10%.

Никто из игроков фондового рынка особо и не разбирался, в чем суть претензий налоговиков к компании. Проблемы "Вымпелкома" были интерпретированы однозначно: начались сложности у одного из самых стойких олигархов - Михаила Фридмана. Ведь его компания "Альфа-Групп" владеет блокирующим пакетом акций "Вымпелкома". Усилило панику и другое соображение. Все предыдущие публичные проверки налоговиков касались компаний добывающего сектора, претензии к ЮКОСу, если еще кто-то помнит, начались с приватизационных сделок. Пересмотром итогов приватизации стращают и других ярких представителей добывающих отраслей. "Вымпелком" же создавался на пустом месте. Сеть мобильной связи в 1994 году строилась с нуля. Конечно, были у основателя компании, ученого Дмитрия Зимина, связи с военными, которые позволили ему получить частоты, необходимые для работы любой сотовой сети. Но это сущий пустяк по сравнению с историей образования других российских сотовых компаний. Так что никаких грехов приватизации на "Вымпелком" не повесишь. Более того, "Вымпелком" стал одной из первых прозрачных компаний в России, первым вышел на Нью-Йоркскую фондовую биржу в далеком 1996 году, и с тех пор его проверяют международные аудиторы. Та же "Альфа" абсолютно легально купила в 2001 году 25% плюс две акции от общего количества голосующих акций "Вымпелкома", сумма сделки вместе с инвестициями в компанию превысила 330 млн долларов. Значит, "белый и пушистый" российский телеком тоже может оказаться на мушке - примерно так рассуждали игроки рынка.

Половина выручки

Основные претензии ФНС связаны с тем, как "Вымпелком" считал налог на прибыль от услуг в Москве. Лицензией на оказание услуг сотовой связи в Москве и сетью в столице владеет не сама компания, а ее стопроцентная "дочка" КБ "Импульс". "Вымпелком" от своего имени продает услуги связи, отвечает за маркетинг и биллинг. Поскольку КБ "Импульс" является держателем лицензии, "Вымпелком" перечислял этой компании агентские платежи. Платежи эти вычитались из налогооблагаемой базы налога на прибыль. А КБ "Импульс" потом платил налоги сам. ФНС считает, что оператор должен уплатить налог с полного объема выручки, получаемой от абонентов. "Вымпелком" с этим не согласен. "Такие схемы действуют не только у 'Вымпелкома', но и у других сотовых операторов, в частности при роуминговых расчетах", -подчеркнули в компании.

Как пояснил "Эксперту" гендиректор ООО "Аудиторская служба СТЕК" Максим Семенов, "в принципе лицензионные платежи всегда уменьшают налогооблагаемую базу. Но в обычной практике речь идет о платежах за патенты, использование товарных знаков, различных объектов авторских прав. Проводить полную аналогию с лицензией на предоставление услуг мобильной связи в данном случае не совсем корректно. Если исходить из общих соображений Налогового кодекса, лицензионные платежи могут быть исключены из налогооблагаемой базы, если они документально подтверждены и экономически обоснованы". Все документы у "Вымпелкома" есть, а вот экономическую обоснованность перечисления половины выручки на долю КБ "Импульс" надо еще доказать. "Это вещь тонкая и однозначно не прописанная в законодательстве", -отметил Максим Семенов. По косвенным признакам, "Вымпелком" ничего предосудительного не совершал. Как отмечают аналитики "Атона", эффективная ставка налогообложения "Вымпелкома" в 2000-2004 годах составляла 30% - на уровне МТС и отрасли в целом.

В любом случае пока это только предварительное заключение налоговой службы. 9 декабря "Вымпелком" направил свои разъяснения в управление ФНС, и по закону через две недели налоговое ведомство должно принять решение. Именно решение и является тем документом, который можно обжаловать в суде. А опыт положительных решений конфликтов с государством компания уже имеет.

Под градом обвинений

Первый крупный конфликт с государством состоялся у "Вымпелкома" в сентябре 2000 года. Тогда Госсвязьнадзор решил отнять некоторые частоты в диапазоне 900 МГц у всех столичных операторов стандарта GSM - в те времена их было всего два: "Вымпелком" и "Мобильные телесистемы" (МТС). В частотах нуждалась новая имеющая лицензию стандарта GSM компания - "Соник Дуо", создававшаяся под покровительством Минсвязи и впоследствии вошедшая в состав федерального оператора "Мегафон". Правда, официально цель отъема частот тогда не объявлялась. Частоты удалось отстоять, уж больно грубо действовал тогда Госсвязьнадзор. Да и под ударом оказался не один "Вымпелком", а еще и МТС, так что отбивались компании сообща.

Вторая атака произошла из-за того же "Мегафона". Но тут уже "Вымпелкому" оказал медвежью услугу его нынешний акционер "Альфа-Групп". В августе 2003 года "Альфа-Групп" приобрела через два десятка офшоров компанию "ЦТ-Мобайл", которая владеет 25,1% акций "Мегафона". Между тем по опционным договорам "ЦТ-Мобайл" должна была достаться некоему фонду IPOC, за которым стоят "питерские связисты". С тех пор между "Альфой" и питерскими идет битва за сотовую компанию, в том числе и в международных судах. В Международном арбитражном суде при Международной торговой палате в Женеве "Альфа" пыталась доказать связь между "Мегафоном" и российскими чиновниками, в том числе главой Мининформсвязи Леонидом Рейманом, а также его причастность к отмыванию денежных средств (см. п. 148 окончательного решения по делу). Но суд принял решение в пользу IPOC. По мнению аналитиков "Атона", "Альфа-Групп" играла с огнем, когда в ходе международного судебного разбирательства открыто обвинила Леонида Реймана в коррупции.

И действительно, неприятности на "Вымпелком" сыпались весь этот год. То Мининформсвязь не давала компании номеров, то лицензий, но главным объектом трений стала система взаимоотношений между самим АО "Вымпелком" и все тем же КБ "Импульс". В начале января 2004 года Госсвязьнадзору не понравилось, что лицензией в Москве владеет одна компания, а договор с абонентами заключает другая. Он счел незаконной схему обслуживания абонентов и даже грозился отобрать лицензию. "Вымпелком" добился отмены этого требования и сейчас завершает работу по присоединению КБ "Импульс". Конфликт по всем параметрам почти уладился.

Но, как оказалось, мытари о нем не забыли. И теперь взаимоотношения между АО "Вымпелком" и КБ "Импульс" начали рассматривать уже не в отраслевом - лицензионном, а в общебизнесовом - налоговом аспекте.

Почему же налоговое ведомство так заинтересовалось "Вымпелкомом"? Многие аналитики утверждали, что эта атака имеет отношения к конфликту "Альфы" и "питерских связистов" из-за "Мегафона". С точки зрения "Эксперта", вероятность того, что споры из-за контрольного пакета акций одной сотовой компании вышли на такой высокий уровень, мала. Заказывая такую атаку, инициаторы не могли не прогнозировать ее негативного влияния на все компании отрасли. И это уже произошло: 8 декабря в лидерах падения на РТС оказался и контролируемый государством оператор дальней связи "Ростелеком" (упал на 9,5%), а на Нью-Йоркской фондовой бирже акции никак не причастной к конфликту МТС подешевели на 9,5%. До недавнего времени телекоммуникационным компаниям удавалось очень дешево занимать деньги на Западе. Тот же "Мегафон" 2 декабря успешно разместил еврооблигации на 375 млн долларов с доходностью по купону 8% годовых. Через неделю, 8 декабря, этого сделать уже не удалось бы. И трудно предположить, что такая успешная компания, как "Мегафон", могла бы оказаться столь недальновидной. Тогда кто или что? На этот вопрос нет ответа, но видно, что намерения налоговиков весьма серьезны. Само предписание межрегиональной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N7 (она занимается операторами связи) "Вымпелком" получил 26 ноября. Компания и акционеры, естественно, сначала попытались уладить проблему непублично. В частности, как удалось выяснить "Эксперту" в отделе кадров межрегиональной инспекции N7, руководитель инспекции Алексей Климов на днях был внезапно уволен. Но и после ухода Климова претензии налоговой не были ни отозваны, ни скорректированы.

От негатива до катастрофы

Существует как минимум четыре варианта развития событий: от просто негативного до катастрофического. Первый - самый мягкий для "Вымпелкома" и рынка в целом. Компания оспаривает часть налоговых претензий, часть платит, и на этом дела с налоговой заканчиваются. Даже вся нынешняя сумма недоимок, как утверждает руководство компании, подъемна для оператора без всяких внешний заимствований и коррекции инвестпланов. (Напомним, что в этом году выручка "Вымпелкома" превысит 2 млрд долларов, выручка за девять месяцев 2004 года составила 1,51 млрд долларов, чистая прибыль - около 269 млн долларов.) При таком развитии событий акции "Вымпелкома" на какое-то время просядут по отношению к другим компаниям отрасли, дешевые займы станут невозможными, но через полгода ситуация выправится. Если вспомнить корпоративные скандалы в США трехлетней давности, компании вылезали и не из таких переделок. Впрочем, в России вероятность подобного развития событий мала.

Второй вариант - межрегиональная налоговая инспекция N7 прочесывает все телекоммуникационные компании. Это недавно созданное образование занимается лишь 13 предприятиями. Кстати, вторая жертва уже нашлась: 8 декабря все та же инспекция N7 предъявила питерской компании "Северо-Западный GSM" (теперь входит в Северо-Западный филиал ОАО "Мегафон") налоговые претензии за 2001 год на общую сумму 110,175 млн рублей. Сумма претензий к "Мегафону" ничтожна по сравнению с вымпелкомовскими. "Мегафон", по мнению многих участников рынка, объявил об этой проверке, чтобы отвести спекуляции от Мининформсвязи. Между тем, как рассказали "Эксперту" очевидцы вручения письма из налоговой, для питерского топ-менеджмента акт проверки оказался неприятным сюрпризом. В ведении инспекции N7 находится еще 11 компаний, и если нынешняя акция - зачистка телекома, то остается немного подождать сведений от других операторов.

Такое развитие событий крайне неудачно для всех эмитентов, а для телекоммуникационной отрасли особенно. Никто не возражает против того, что государство пытается приучить полностью платить налоги. Но с нынешним законодательством и топорными методами работы МНС ничего хорошего из этого не получается. Сторонние инвесторы уже и сейчас в панике. Если налоговые претензии повторятся, то компании как минимум сократят инвестиции, а иностранные акционеры, коих в телекоме много, подумают о выводе капитала.

Третий вариант подразумевает, что нынешняя акция - все-таки силовое давление из-за "Мегафона". Тогда проверкой "Вымпелкома" за 2001 год налоговая не ограничится. В случае утверждения налоговых претензий судом налоговые органы могут аналогичным образом доначислить налоги за 2002-2004 годы. Принимая за исходные данные модель доначисления налогов и пеней 2001 года, аналитики ОФГ пришли к выводу, что за 2001-2003 годы "Вымпелкому" может быть начислено 610 млн долларов. Конечно, и такая сумма посильна пусть и не самой компании, но ее акционерам. Во время летнего банковского кризиса и оттока частных вкладчиков из Альфа-банка акционеры банка заявили, что предоставят ему дополнительно 800 млн долларов. Но от претензий на "Мегафон" "Альфе" все-таки разумнее будет отказаться.

Четвертый и не такой уж невероятный вариант. Нынешнее дело - начало атаки на "Альфу", а значит, "Вымпелком" будет уничтожен. Здесь можно порадоваться за вершителей сего процесса. Если в "деле ЮКОСа" долгое время было непонятно, куда же девать "Юганскнефтегаз", то с "Вымпелкомом" все вполне ясно. Пакет акций компании, который принадлежит "Альфа-Групп", по сходной цене за долги можно отдать акционерам "Мегафона". Если удастся договориться с Telenor, (а скандинавы всегда проявляли сговорчивость, иначе бы им не удалось продержаться десять лет в российском телекоме), то "Вымпелком" и "Мегафон" объединяются. По иронии судьбы, осенью 2003 года такой вариант хотела провернуть сама "Альфа", теперь это действительно может произойти, но без ее участия.

Что произойдет с рынком, если компании объединятся? Даже если во время борьбы "Вымпелком" просядет по числу абонентов, после объединения с "Мегафоном" новая компания станет безусловным лидером рынка (сейчас оба оператора вместе обслуживают 57% российских абонентов). Идущая сейчас впереди с 35-процентной долей рынка МТС станет однозначно второй. Объединение второго и третьего игрока сотового рынка происходит сейчас, например, в США, AT&T сливается с Cingular Wireless, и это воспринимается нормально. Но в Америке есть и четвертый, и пятый сильные игроки. В российском же раскладе на рынке воцарится дуополия (уже сейчас все остальные компании обслуживают чуть больше 8% абонентов, и их доля сокращается). Если даже пренебречь технологическими и этическими сторонами объединения, в целом на рынке ситуация сложится нездоровая. По опыту западных стран, да и российских реалий последнего времени, именно три сильных игрока на сотовом рынке обеспечивают настоящую конкуренцию. Наличие доминантной компании, занимающей более половины рынка, грозит застоем.

Есть, конечно, и пятый вариант развития событий - налоговая признает себя неправой и снимает все претензии к "Вымпелкому", сетуя на невнятность законодательства, а депутаты садятся совершенствовать Налоговый кодекс. Но этот вариант - чисто теоретический.