Чаепитие по-военному

Лилия Москаленко
13 декабря 2004, 00:00

Индийское правительство просит российских чиновников снизить тарифы на импорт готового чая в Россию. Если это произойдет, отечественные производители чая потеряют свое доминирующее положение на рынке

Российские производители чая встревожены: есть вероятность, что в ближайшее время порядок взимания пошлин на импорт чая в Россию будет изменен. Во время недавнего визита президента России Владимира Путина в Индию правительство этой страны обратилось к нему с просьбой снизить пошлины на ввоз фасованного чая в Россию. По словам индийских чиновников, установленные несколько лет назад беспрецедентно высокие (20%) пошлины на фасованный индийский чай стали причиной резкого сокращения поставок чая в Россию и разорения местных производителей. В основном чай для России производится на юге Индии, и сегодня в этом регионе, по словам индийских чиновников, самая неблагоприятная социальная обстановка в стране.

Есть у индийской стороны и ряд других претензий. Например, правительство всерьез озабочено тем, что российские производители чая необоснованно используют для своего продукта название "Индийский чай". Якобы под этой маркой продается чай, собранный не только на индийских плантациях, но и на шри-ланкийских, индонезийских, китайских. Индийские чиновники настаивают на том, чтобы в России "индийским чаем" назывался только продукт, действительно сделанный в Индии.

Намерения руководства Индии очевидны: продвинуть своих производителей на российский чайный рынок, который сегодня оказался одним из наиболее привлекательных по темпам роста: более 20% в год. К тому же по объему потребления чая Россия находится на третьем месте в мире, уступая только Индии и Китаю.

Идеальная разница

Благодаря существующим сегодня тарифам на импорт чая (20% на готовый продукт и 5% на сырье) отечественный чайный рынок стал одним из наиболее благополучных. Именно такая идеальная разница между тарифами на готовый продукт и сырье - 15% - стимулирует внутреннее производство и надежно защищает его от иностранных конкурентов. Установление "правильных" тарифов игроки связывают с приходом в конце 90-х годов в отрасль компании "Альфа-Групп". "Тогда эта компания решила диверсифицировать бизнес за счет быстрорастущих российских пищевых отраслей и, в частности, начала скупать наиболее крупные российские чаеразвесочные фабрики, - говорит Павел Исаев, директор по внешним связям компании 'Май'. - Чайный бизнес 'Альфа-Групп' не получил должного развития, однако эта компания оказала неоценимую услугу российскому чайному рынку: она пролоббировала существующие ныне тарифы". Появившиеся вскоре новые игроки чайного рынка - "Орими Трейд", "Авалон", "Май" и другие стали бурно расти, и сегодня они контролируют более половины рынка, свободно конкурируя с такими мощными транснациональными брендами, как Lipton и Ahmad. "Россия сегодня - одна из немногих стран, где транснационалы, например Unilever Group, не доминируют на рынке. Благодаря правильной тарифной политике российские производители работают наравне с иностранцами, а зачастую и обгоняют их", - говорит Рамаз Чантурия, генеральный директор ассоциации "Росчайкофе".

После того как стало развиваться внутреннее производство, индийские поставщики с нашего рынка ушли. Индия стала интересовать Россию только как поставщик чайного сырья, прежде всего для производства недорого чая категории масс-маркет, который занимает на российском чайном рынке порядка 60-70%. Однако в последнее время свои позиции главного поставщика чайного сырья Индия стала терять.

Немобильные поставщики

В 2003-2004 годах российские чайные компании сократили закупки сырья у индийцев и стали активно заключать контракты с поставщиками из Шри-Ланки, Вьетнама, Индонезии, Китая. Именно поэтому, считают специалисты, "чайный вопрос" и возник в ходе российско-индийской встречи на высшем уровне.

Сокращение закупок сырья у индийских производителей связано с тем, что в последние год-два в России произошли существенные изменения в структуре спроса. "С ростом доходов населения потребительский спрос переместился в сторону более качественного продукта - среднего сегмента и сегмента 'премиум'. О перераспределении спроса свидетельствует тот факт, что объем потребления чая в России в натуральном выражении в последние годы остается стабильным - сто пятьдесят-сто шестьдесят тысяч тонн, а в денежном выражении рынок ежегодно растет на двадцать-двадцать пять процентов", - говорит г-н Чантурия. По имеющимся данным, потребление дешевого чая в России с каждым годом сокращается на три-пять процентов, в то время как динамика потребления более дорогих его разновидностей - пакетированного, зеленого, травяного, фруктового чая - сегодня составляет пятьдесят и более процентов.

Эти изменения спроса заставили российских производителей в 2004 году скорректировать свои бизнес-стратегии и начать осваивать более высокие сегменты рынка. Например, компания "Орими Трейд", традиционно работающая в массовом сегменте рынка, запустила в этом году премиум-бренд Greenfield. А компания "Май" провела ребрендинг своей марки "Майский чай": сохраняя цену на "среднем" уровне, она сделала купаж чая и его упаковку на уровне "премиум". Для новых брендов российским производителям потребовалось и более качественное сырье. "А индийцы по-прежнему предлагали нам сырье невысокого качества, которое они с давних пор поставляли на российский рынок", - говорит г-н Исаев. По словам специалистов, в Индии есть очень качественное сырье, и его импортируют многие европейские страны, например Великобритания. "В Россию же еще с советских времен отправляли самый дешевый чай, выращенный в южных провинциях, - говорит г-н Чантурия, - индийские поставщики даже не заметили, что российский спрос стал гораздо дороже, и в результате лишились клиентуры. Доходы индийских чайных производителей стали падать из-за элементарного маркетингового просчета".

То, что Индия не смогла реагировать на изменение российской конъюнктуры, во многом обусловлено тем, что основное производство чая (около 70%) в этой стране ориентировано на внутреннее потребление. "Страны, где производство в основном работает на экспорт, всегда более оперативны, как, например, Шри-Ланка", - говорит г-н Чантурия. Год-полтора назад, осознав, что дешевый спрос в России закончился, шри-ланкийские производители стали предлагать нашим компаниям высококачественное сырье. В результате сегодня по поставкам нефасованного чая в Россию эта страна начала обгонять Индию.

Военные интересы

Если разница между тарифами будет сокращена - а именно этого сегодня добиваются индийские чиновники, - российские производители столкнутся с острейшей конкуренцией со стороны своих азиатских коллег. "Если изменятся тарифы для индийского импорта, то вскоре того же потребуют поставщики из других стран - Шри-Ланки, Вьетнама, Китая, и им тоже придется уступить. На рынке появятся сотни новых игроков. Выиграть у них будет очень сложно, учитывая, что издержки - рабочая сила, энергоносители - в азиатских странах несравнимо ниже, чем в России", - говорит г-н Исаев.

Снижение тарифов сильнее ударит по бизнесу российских производителей, работающих в нижнем и среднем сегментах чайного рынка. "Азиатские производители вряд ли смогут занять, например, сектор пакетированного чая. Потому что это сложное технологически производство, требующее больших инвестиций. Обычно индийцы специализируются на производстве, не требующем высокой квалификации", - говорит Сергей Касьяненко, председатель совета директоров компании "Орими Трейд". Массовые бренды есть практически у всех крупных российских производителей: например, у компании "Авалон" - бренд "Чайная долина", у компании "Орими Трейд" - бренды "Принцесса Гита", "Принцесса Нури", у компании "Май" - бренд "Заваркин". Если же индийские производители к тому же научатся оперативно реагировать на спрос и предложат на российском рынке фасованный чай премиального качества (вроде того, что сегодня поступает из Индии на европейские рынки), положение российских игроков еще больше ухудшится.

Игнорировать же требования индийцев России непросто. Сегодня Индия - один из крупнейших потребителей российской военной техники (см. рубрику "Тема недели"). "Велика вероятность того, что российский чайный рынок будет принесен в жертву интересам в области военно-технического сотрудничества и под давлением индийской стороны тарифы могут быть снижены", - говорит г-н Чантурия.