В Музее частных коллекций на Волхонке проходит выставка из собрания Deutshe Bank "Взгляд из Германии". Те любители немецкого искусства, которых тяга к прекрасному занесла в эти залы неделю назад, имели редкую возможность посмотреть не только на шедевры прошлого века, но и на нашего самого главного любителя немецкого языка и, соответственно, культуры, Владимира Путина, прогуливающегося по залам запросто - наравне со всеми.
Большая часть представленных работ была выполнена авторами, которых Гитлер на выставке "Дегенеративное искусство" заклеймил как социально чуждых. К ним добавили несколько художников, которые уже сами во времена так называемой Немецкой новой волны (конец 70-х - середина 80-х) позиционировались как "социально чуждые".
Выставка выглядит исключительно камерной, оттого что кураторы ограничились работами небольшого формата и графикой. Кокошка, Нольде, Дикс, Бекман такого размера стоят миллионы евро; графика дешевле, но пропорционально. Иммендорф, Кифер и Польке, которые писали огромные картины широкими флейцами, представлены лишь эскизами. К сожалению, в данном случае эскизы не дают никакого представления о реальных замыслах художников. Ведь в этих полотнах полностью осуществились предсказания Шпенглера о развитии культуры к концу XX века (тот обещал, что к 80-м годам ХХ века произведения изобразительного искусства будут невероятно крупными и грубыми по форме).
В самом дальнем и маленьком зальчике висит картина Нео Рауха. На ней изображен красный поезд, который вот-вот скроется в туннеле - и вместе с ним весь мир. Нео Раух - художник, ради которого на эту выставку особо стоит сходить. В московских галереях он столь же редкий гость, как В. В. Путин. Это самый продаваемый художник в Германии - желающие приобрести его работы занимают очередь на три года вперед: фигуративная живопись с элементами сюрреализма, лишенного присущей ему пошлости, стала популярной в последние годы в Европе. Нео Раух, уроженец Лейпцига, сын министра в правительстве ГДР, достиг своего успеха вовсе не благодаря связям отца, а исключительно в силу своего редкого таланта. В какой-то мере его можно считать единственным наследником Магритта, впитавшим в себя потенциал американского поп-арта, европейской новой волны и безумия социалистического реализма.
Deutshe Bank привез в Москву странную выставку. Такие работы обычно висят в кабинетах топ-менеджеров в берлинских офисах. Стоят они дорого - и стоят того, чтобы на них взглянули. Пока их не отправили обратно - создавать интерьер.