Немецкие школьные учителя имеют серьезные недостатки в подготовке, об этом свидетельствует исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Как показало исследование, немецкие учителя - самые высокооплачиваемые учителя в мире, но не слишком любят перегружать себя работой, немобильны, более чем умеренно интересуются возможностями повышения квалификации труда и плохо подготовлены к тем трудностям, с которыми каждый учитель сталкивается каждый день в классе. Немецкие учителя одни из самых пожилых - старше них только итальянские. Данные еще за 2001 год показывали, что 45% немецких учителей уже преодолели 50-летний рубеж. И уже в ближайшие годы в Германии может возникнуть острая нехватка учителей. С одной стороны, в течение 10 лет почти половина немецких учителей уйдет на пенсию, а с другой - в Германии растет число школ с "продленкой", а для них потребуются дополнительные кадры.
Специалисты ОЭСР считают, что столь плачевное положение с кадрами в образовательной системе Германии обусловлено тем, что учитель здесь имеет пожизненно статус чиновника. Его практически невозможно уволить, а потому он вряд ли может быть заинтересован в посещении курсов повышения квалификации. К тому же, по оценкам ОЭСР, те системы повышения квалификации педагогов, что используются в Германии, как правило, не привязаны к практической деятельности.
ОЭСР предложила Германии ввести временные договоры для педагогов на 5-7 лет, по истечении этого срока должна производиться оценка их деятельности. Однако немцы это предложение отклонили.