Некогда плохими и малочисленными дорогами Япония напоминала Россию. Дороги строились медленно и в силу причин географических (сильно пересеченная местность, вулканическая порода), и из-за плохого финансирования. Темпы строительства возросли, после того как в 1952 году некоторые дороги стали платными, а с 1954 года весь налог на бензин стал направляться на ремонт дорог. Кроме того, с 1954 года министерство земельных ресурсов, инфраструктуры и транспорта осуществляет пятилетние программы улучшения дорог, финансируемые из государственного бюджета. В 1956 году в рамках одной из таких программ министерство учредило бесприбыльную Japan Highway Public Corporation (по-японски - Nihon Doro Kodan, NDK). Миссия NDK - строить и эксплуатировать платные автомагистрали национального значения. NDK участвует в строительстве и эксплуатации некоторых региональных дорог.
Для выполнения этой миссии NDK получила от правительства следующие привилегии: уставный капитал без обязательства платить дивиденды, субсидии для расчетов с кредиторами (NDK не получает их с 2003 года), освобождение от уплаты налога на прибыль корпораций и некоторых других налогов. Деятельность NDK жестко контролируется министерством земельных ресурсов, инфраструктуры и транспорта Японии. Министр, в частности, назначает президента и аудитора NDK, утверждает новые проекты строительства, годовой бюджет, бизнес-план, финансовый план, решения о займах и годовой график выплаты процентов по долгосрочным займам. Кстати, у NDK 8,5 тыс. сотрудников.
Львиную долю финансовых ресурсов - 55,2% - NDK приносит выпуск облигаций. Внутренние облигации выпускаются обычно на десять лет. 76,2% выручки от продажи внутренних облигаций поступает от правительства. Это в основном деньги траст-фондов социального страхования. Так что будущие японские пенсионеры и прочие "клиенты" системы социального страхования могут быть довольны: их сбережения прирастают за счет процентов по надежным облигациям NDK, а автомобили ездят по прекрасным дорогам.
Кроме внутренних облигаций NDK выпускает облигации для международных инвесторов, деноминируя их главным образом в американской валюте. Все они снабжены государственной гарантией. Обращающийся объем таких облигаций - почти 500 млрд иен.
На 31 марта 2004 года NDK построила и приняла в эксплуатацию 7,3 тыс. км национальных магистралей и 0,9 тыс. км региональных дорог. Плата за проезд будет взиматься до тех пор, пока NDK не возместит все капитальные и текущие затраты, связанные со строительством национальных магистралей, включая проценты по облигациям.
В июне 2004 года были приняты законы о приватизации NDK. NDK распускается, а ее имущество, бизнес, права и обязательства делятся между тремя новыми частными компаниями. Приватизация NDK означает, что принцип жизненно важных исключений исчерпал себя. Строительство широтных автомагистралей, образующих "становой хребет" Японского архипелага, практически завершено. NDK и ее наследницам осталось построить 8,6 тыс. км высотных магистралей и кольцевых дорог. Теперь японское правительство считает, что большую роль в развитии транспортной системы должны играть экономические соображения и надо повышать ее эффективность, увеличивая производительность труда и снижая затраты (ибо стоимость каждого километра многократно возросла). А это - задачи скорее для частного сектора, чем для бесприбыльной NDK.
Для многих ГК приватизация - достойный финал их "государственной службы". Приватизация свидетельствует об успешном государственном решении острых общественных проблем. Государство принимает нужные законы, учреждает ГК, наделяет их правами и стартовым капиталом, а когда ГК доказывают свою жизнеспособность, оно продает их в частные руки по справедливой рыночной цене. Бюджетные вложения окупаются с лихвой.