Выйти из сумрака

В прошлом году наконец появился реальный повод говорить о возрождении российского кинематографа. В 2005-м станет ясно, насколько оправданны наши ожидания

На протяжении 90-х годов любой, даже самый незначительный международный успех отечественного фильма вызывал бурю энтузиазма. Мощная советская школа прекратила свое существование, российский кинематограф казался униженным, никому в мире не нужным наследником ее былой славы. Отечественную состоятельность должна была удостоверить зарубежная экспертиза, и российские кинематографисты отчаянно пытались создать продукт, похожий на европейское фестивальное кино.

Однако ни "Дом дураков" ("Серебряный лев" Венеции-2002), ни даже "Возвращение" (победитель Венеции-2003) не позволили говорить о нашем кинематографе как о явлении состоявшемся. Спасение пришло не снаружи, а изнутри. Настоящей бедой российского кино было не отсутствие международного признания, а отрыв от отечественного зрителя, и общая картина стала выглядеть куда оптимистичней после успеха неожиданно появившихся внятных отечественных боевиков, вовсе не предназначенных для Запада.

Волшебный рецепт

Первой ласточкой был "Бумер", фильм никому не известного дебютанта Петра Буслова, собравший в прокате около 1,7 млн долларов. Тогда, в 2003-м, это был рекорд; в конце 2004-го такими цифрами удивить уже стало сложно. "Бумер" показал, что на российском кино можно сделать деньги. А "Ночной дозор" - что это могут быть очень серьезные деньги.

В итоговом бокс-офисе за 2004 год "Дозор", собравший аж 16 млн долларов, занял первое место, опередив "Властелина колец", "Гарри Поттера" и "Человека-паука". В начале года о подобном не мечтали даже записные оптимисты. Всеобщая эйфория оказалась настолько велика, что как-то само собой поверилось: из нашего глубокого кинематографического болота волшебным образом всплыл самодеятельный Голливуд, до времени таившийся, как Китеж-град.

Бешеные прибыли "Ночного дозора" объяснили не столько достоинствами самого фильма, не умелым размещением корневой мифологии в приметах постсоветской реальности, а найденной наконец формулой успеха: во-первых, ориентация на Голливуд, во-вторых, и в-главных, - мощная рекламная кампания. Рецепт этот стали использовать все кому не лень, причем порой с весьма комичным рвением. Самый, пожалуй, забавный пример наивной веры в силу пиара - вышедшая осенью картина "Четыре таксиста и одна собака" (суетливая и категорически несмешная комедия про удалую собачку-таксу, которая поселяется в московском таксопарке и очень положительно преобразует жизнь одиноких и неустроенных водителей). Такие, условно говоря, семейные комедии в российском кино все последние годы появлялись тоннами, только до сих пор их решительно никто не замечал. Однако продюсеры "Четырех таксистов" всерьез решили перекроить ситуацию с помощью нового средства - вся Москва оказалась увешана рекламными растяжками фильма. Эффект, как легко догадаться, оказался нулевой - фильм провалился, как и все его жанровые предшественники.

Другие, более "продвинутые" продюсеры постарались употребить и другую часть формулы успеха "Дозора": создать дорогое, пафосное зрелище голливудского уровня. Именно так поступили

Новости партнеров

«Эксперт»
№3 (450) 24 января 2005
Монетизация льгот
Содержание:
Фальстарт

"Льготная" реформа оказалась из рук вон плохо продуманной и подготовленной. Мало-мальски эффективные механизмы замены льгот денежными компенсациями центру и региональным властям приходится отрабатывать в авральном режиме

Международный бизнес
Наука и технологии
Реклама