Выстрел на невнятном рынке

Русский бизнес
Москва, 24.01.2005
«Эксперт» №3 (450)
В России можно производить обувь и быть игроком национального масштаба. Об этом свидетельствует опыт московской компании Ralf Ringer

В ожидании интервью с генеральным директором обувной компании я оказался в небольшом зале, пол которого сплошь был уставлен мужской обувью. Как я узнал позже, там было около трехсот образцов, из которых предстояло отобрать лишь треть - это и будет модельный ряд сезона весна-лето 2005 года. Я бродил между бесконечными рядами обуви в недавно купленных ботинках известной и уважаемой у нас датской компании и с удивлением обнаружил, что обувь на полу, по крайней мере на первый взгляд, ненамного хуже, а порой даже и поинтереснее.

Обувная компания Ralf Ringer - явление на российском рынке уникальное. Российская обувная отрасль сегодня переживает не лучшие времена: доля рынка наших производителей не превышает 10%, начавший расти после кризиса 1998 года рынок комплектующих опять схлопывается, а рост объемов производства российских фабрик снизился с 28% в 2000 году примерно до 5% в 2003-м. За 2004 год из почти 200 фабрик на плаву остались лишь немногие региональные предприятия, снабжающие местные рынки дешевой обувью.

На этом фоне показатели роста московской компании Ralf Ringer феноменальны для всей российской легкой промышленности - примерно 30-40% в год. В региональных городах обувь этого производителя носит каждый десятый мужчина, а за некоторыми моделями в магазинах выстраиваются очереди. Уже второй год подряд всю произведенную компанией обувь дилеры раскупают досрочно. В прошлом году из-за ажиотажного спроса компания разместила заказы еще на четырех сторонних российских фабриках, и сегодня одна из главных задач - поиск новых производственных площадок.

Первый ботинок

Компания Ralf Ringer, известная также как Торговый дом "Белка", была создана в 1995 году Андреем Бережным. Будущий генеральный директор крупнейшей российской обувной компании попал в обувной бизнес в начале 90-х, помогая в реализации ботинок родственникам из Запорожья. В 1993 году Бережной, к тому моменту уже имевший обширные связи с оптовиками, начал импортировать обувь из Индии. Уже тогда, в период "дикого" капитализма, когда почти вся обувь продавалась на контейнерных рынках, Бережной понял, что обувь можно продавать дороже, если создать бренд. Но попытки договориться с индийцами о производстве обуви под брендом Ralf Ringer ни к чему не привели. И было решено начать производство в России.

Первый ботинок под маркой Ralf Ringer был сшит в 1995 году на московской фабрике "Буревестник": "Начинали мы с того, что размещали на этой фабрике заказы на производство, - вспоминает Андрей Бережной. - Собственное производство обуви мы начали с одной производственной линии на этой же фабрике, затем были вторая, третья, четвертая. Постепенно закупали новое оборудование. Затем мы стали потихоньку выкупать производственные активы у приватизировавших эту фабрику владельцев. Со временем фабрика стала нашим базовым предприятием".

В то время решение заняться производством обуви в России было экономически оправданно - сшитая здесь обувь выигрывала на рынке по соотношению цена-качество. Крупные импортеры в то время

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (450) 24 января 2005
    Монетизация льгот
    Содержание:
    Фальстарт

    "Льготная" реформа оказалась из рук вон плохо продуманной и подготовленной. Мало-мальски эффективные механизмы замены льгот денежными компенсациями центру и региональным властям приходится отрабатывать в авральном режиме

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама