"Льготная" реформа оказалась из рук вон плохо продуманной и подготовленной. Мало-мальски эффективные механизмы замены льгот денежными компенсациями центру и региональным властям приходится отрабатывать в авральном режиме

О том, что монетизация льгот - дело стратегически полезное и неизбежное для страны, претендующей на эффективное капиталистическое развитие, в прошлом году говорилось много (в том числе и нами - см., например, N24 "Эксперта" за прошлый год). Действительно, широчайший ассортимент социальных льгот и огромное количество льготников, доставшееся России от СССР, невозможно было финансировать даже теоретически, ведь общий объем льгот, предусмотренных различными законами, превышает 2,7 трлн рублей, то есть на их обеспечение - буде они возмещены предприятиям и организациям, предоставляющим льготные товары и услуги, - ушло бы почти 18% ВВП. Кроме того, в предоставлении целого ряда натуральных льгот практически невозможно достичь адресности - льготы "размазываются" по широким слоям населения, зачастую минуя действительно в них нуждающихся.

Но вместе с тем говорилось и о том, что затеянная властями льготная реформа ни к чему хорошему не приведет, поскольку сложность задачи очевидно не соответствует ни административным талантам наших чиновников, ни их усилиям в подготовке к монетизации льгот. Красивые рассказы главы Пенсионного фонда РФ Геннадия Батанова о том, как на каждого льготника откроют персональный счет, на котором "будет вестись учет как денежных выплат, так и затрат на льготы, которые не подлежат монетизации", как и предполагалось, остались лишь пустыми обещаниями.

"На самом деле ни на федеральном, ни на региональном уровне не было даже выверенного реестра льготных категорий граждан, - говорит представитель Пермской области в Совете Федерации Татьяна Попова. - Кроме того, никто не пытался оценить, например, как часто льготник ездит в городском общественном транспорте. Наконец, предоставление услуг льготникам не всегда полностью финансировалось за счет бюджетных средств: система перекрестного субсидирования тарифов всегда позволяла компенсировать убытки от оказания услуг льготникам за счет других пользователей. Поэтому оценить, сколько стоила та или иная льгота для федерального или регионального бюджета, сегодня практически невозможно".

Однако Министерство финансов РФ, не вдаваясь в эти детали, подсчитало среднюю сумму льгот по стране - они составили 50,5 рубля в месяц на каждого ветерана и 112 рублей в месяц на каждого инвалида. Правда, например, оценки фактических затрат субъектов РФ на реализацию федерального закона "О ветеранах" колебались в диапазоне от 2,5 до 263 рублей в зависимости от региона, поэтому сумму компенсаций было решено сделать выше средней: Минфин рекомендовал установить их в размере 200 рублей для ветеранов труда и 300 рублей - для тружеников тыла.

В США и Евросоюзе действует 102-я Международная конвенция МОТ, согласно которой минимальная пенсия не может быть меньше 40% заработка квалифицированного работника. В России она лишь чуть-чуть превышает 10%, в то время как средний размер пенсии не достигает и 30% от этой суммы. При таком раскладе натуральные льготы были не чем иным, как формой выживания, а потому к их отмене - вещи экономиче

Новости партнеров

«Эксперт»
№3 (450) 24 января 2005
Монетизация льгот
Содержание:
Фальстарт

"Льготная" реформа оказалась из рук вон плохо продуманной и подготовленной. Мало-мальски эффективные механизмы замены льгот денежными компенсациями центру и региональным властям приходится отрабатывать в авральном режиме

Международный бизнес
Наука и технологии
Реклама