Надежда на диалектику

31 января 2005, 00:00

На прошлой неделе одним международным центром современного искусства стало больше: в столице открылась Первая Московская биеннале современного искусства. Таким образом, Москва вместе с Венецией, Стамбулом и Рио-де-Жанейро вошла в число городов, с которыми связаны сезонные миграции художественных критиков. Однако вряд ли стоит сравнивать Московскую биеннале со всеми любимой венецианской: у нашей нет собственной огромной, утопающей в зелени территории, она происходит на разбросанных во множестве по Москве и Московской области выставочных площадках. Основная часть главного проекта, подготовленного международной группой кураторов, среди которых Иосиф Бакштейн, Даниэль Бирнбаум, Ярослава Бубнова и другие не менее известные арт-лица, располагается в бывшем Музее Ленина. И называется он вполне по-ленински - "Диалектика надежды". В роли надежды - около трехсот участников со всех концов света, от России до Португалии и от США до Нигерии. Отдельных, музейных, экспозиций удостоились классики современного искусства Билл Виола, Кристиан Болтански и Илья Кабаков.

Биеннале без параллельной выставочной программы - не биеннале, и в этом смысле Москве жаловаться нечего. В "параллельном" режиме будут работать не только все столичные художественные музеи, галереи и центры, но и необъятные угодья пансионата "Клязьминское водохранилище" (проект "Снегурочки не умирают"), и даже одна студия в Коломне, где собиратель народных поделок Владимир Архипов выставляет свою новую коллекцию. Мультимедийный комплекс актуальных искусств на Остоженке (то есть бывший Московский Дом фотографии) по случаю Первой Московской разразился сразу несколькими выставками. Лучшая из них - "Роберт Мэпплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма" приехала из Эрмитажа. Даром что она притянута к биеннале за уши, зато наконец добралась до Москвы.

Две выставочные площадки стоит отметить особо - фасад Третьяковской галереи на Крымском валу и станцию метро "Воробьевы горы", где тоже расположатся фрагменты проекта "Диалектика надежды". Благодаря им современное искусство сделает первые шаги в неизбалованное этим искусством столичное пространство. С диалектической точки зрения с каждой следующей биеннале присутствие современного искусства в столице должно ощущаться все больше и больше. На это вся надежда.