За и Против

31 января 2005, 00:00

Эффективны ли в качестве способа борьбы с инфляцией товарные интервенции из госрезерва?

ЗА

Дмитрий Тушунов (главный экономист ЗАО "Лидер")

Это - одна из возможных в числе прочих мер государственного регулирования. Вопрос в том, каким образом эта мера будет использоваться, каков механизм осуществления подобного рода товарных интервенций на рынке и кто от них окажется в выигрыше? Когда в свое время начинались зерновые интервенции, было очевидно, что те люди, во благо которых они были задуманы, этих благ как раз и не получили. Сами колхозники и работники сельского хозяйства к тому времени, когда государство решалось на новую зерновую интервенцию, уже давным-давно продали весь свой урожай посредникам, которые и оказывались в выигрыше от товарных зерновых интервенций.

Сфера потребительских товаров или топливных ресурсов довольно специфическая, да и ситуация там несколько иная: нет сезонности, товар может долго храниться. Вполне возможно, что от подобного рода товарных интервенций непосредственные производители и могут что-то получить, но здесь изначально стоит другая задача - борьба с инфляцией. Поэтому в данном случае бенифициаром - получателем благ - должно выступать государство.

Мне кажется, что в данной постановке это весьма и весьма сложная задача, потому что государство выводится на рынок как существенный и очень активно действующий рыночный субъект. Как мы знаем, государство рыночным субъектом не является, оно может действовать на рынке, выполняя совсем иные, нежели регулирование и рыночные тонкие настройки, функции. Поэтому сама по себе товарная интервенция имеет право на существование, но в определенных и достаточно узких сегментах хозяйственной деятельности. Пока трудно судить, к каким именно товарам - потребительским, топливным или каким-то другим - относится поручение, выданное Грефом госрезерву.

Я думаю, что и само поручение сформулировано так, что необходимо найти те сферы применения этого инструмента, в которых подобное применение инструментов дало бы определенный эффект.

ПРОТИВ

Владимир Милов (президент Института энергетической политики.)

У меня такое ощущение, что Греф был спровоцирован на такую постановку вопроса в первую очередь достаточно резкими темпами роста розничных цен на нефтепродукты в прошлом году. Товарные интервенции на бензиновом рынке являются одним из способов воздействия на цены. Но это более важно не с точки зрения инфляции - это скорее проблемы уровня жизни и эффективности товарных рынков, в частности рынков нефтепродуктов. В этом плане меры воздействия на нефтепродукты, в том числе и посредством товарных интервенций, могут привести к более сбалансированной ценовой ситуации на бензиновом рынке, но вряд ли они существенно повлияют на инфляцию.

Мне кажется, что в отношении рынка нефтепродуктов товарные интервенции могли бы быть разумной мерой. Но здесь есть две принципиальные проблемы. Первая - сохраняющийся в течение последних пятнадцати лет рост цен на нефтепродукты. Он опережал темпы роста потребительских цен и стал причиной довольно серьезной монополизации рынков нефтепродуктов региональными трейдерами, слишком высокого уровня розничной маржи в торговле нефтепродуктами. Проблема усугублялась слабой работой антимонопольных органов в этом направлении. Нужно воздействовать на структуру рынка, нужно проводить довольно жесткую конкурентную политику на рынках нефтепродуктов - это и есть главный инструмент воздействия на цены. Вторая проблема - товарная интервенция является очень тонким инструментом, который вряд ли может эффективно работать в условиях нынешнего качества госуправления. Если в нынешней системе госуправления организовать систему товарных интервенций, то процесс скорее всего будет связан с огромной коррупцией и не даст особенных результатов, что мы и видим на примере зернового рынка. Сегодняшняя мода и в правительстве, и в экспертном сообществе на простые точечные способы решения серьезных проблем - скверная мода. Хотя сам по себе механизм товарных интервенций не так плох, по крайней мере, он используется и на международном рынке нефтепродуктов. Но, во-первых, он радикально не может решить проблему воздействия на цены в условиях монополизма на региональных рынках, где, собственно, монополизм является главной проблемой. Во-вторых, при таком низком качестве госуправления говорить о товарных интервенциях просто смешно. В этой ситуации либо Грефа неправильно поняли, либо он сам до конца не очень осознал, что такое проблемы рынка нефтепродуктов и товарных интервенций на них.

Что касается товарных интервенций на продовольственных рынках, у меня есть ощущение, что там схожие проблемы: монополизм влияет на цены больше, чем дефицит предложения.