Цена выбора

31 января 2005, 00:00

Как не ошибиться в выборе оценочной компании? Ведь ситуация сегодня такова, что клиенту порой трудно разобраться, кто есть кто на рынке

Екатерина Демина, заместитель руководителя управления корпоративных финансов АКГ "РСМ Топ-Аудит":

- В процессе выбора оценочной компании вопрос стоимости услуг не должен быть основным, потому что желание клиента снизить затраты на оценку приводят его к финансовым потерям, несоизмеримым с размером экономии. И сегодняшний предприниматель, в отличие от вчерашнего (когда необходимость в оценке была вызвана требованиями законодательства), это осознает. Ведь прежде всего он оценивает риски, которые могут возникнуть из-за неправильно установленной цены сделки, - финансовые, потери репутации и так далее. Поэтому при выборе оценщика важным является анализ возможности оценочной компании возместить финансовые потери клиента, если некачественно сделанный отчет приведет к потере партнеров, контрагентов и возникновению безнадежной задолженности. Это означает, что необходимо обратить внимание на размер бизнеса компании, а также на сумму страхования по конкретному виду деятельности.

Следующим шагом может стать непосредственное знакомство с оценщиком. Уровень культуры общения с клиентом в небольших компаниях часто бывает выше, так как у них сильнее мотивация к получению заказа. Тем не менее практика показывает, что качество работ крупных компаний значительно выше - они уделяют больше внимания серьезной аналитической работе, имеют собственные методики, их сотрудники имеют возможность постоянно повышать свою квалификацию.

Индивидуальный подход к клиенту - тоже критерий, по нему легко определить, остаются ли преимущества крупной компании на бумаге (методики, использование международного опыта) или компания действительно работает по принятым стандартам.

Алексей Куликов, директор ООО "Центр независимой экспертизы собственности":

- Безусловно, выбор оценочной компании - ответственный шаг, требующий всестороннего изучения потенциальных партнеров. Как руководитель компании - участника рынка оценки я могу сказать, что, на мой взгляд, основным критерием при выборе оценщика является наличие сертифицированных специалистов, имеющих значительный опыт работы и реализованные проекты в той отрасли экономики, в которой планируется привлечение экспертной компании.

Нельзя не учитывать общее положение фирмы на рынке, то есть ее активность и профессионализм, как правило, выраженный в количестве успешно пройденных аккредитаций, тендеров, конкурсных отборов, особенно на федеральном уровне. Это говорит о том, что компания способна успешно реализовывать проекты в различных отраслях экономики.

Что касается цен на услуги, то этот вопрос зависит от многих факторов и зачастую определяется не только трудоемкостью, но и ответственностью за итоговый результат оценки. Очевидно, что фирма, работающая на предельно низких ценовых показателях, не учитывает (или недооценивает) эти два основных критерия.

Сергей Волощук, генеральный директор ООО "Бюро независимых экспертиз 'Индекс'":

- Для снижения риска выбора непрофессиональной оценочной компании следует уделить особое внимание срокам и опыту работы той или иной компании на рынке оценочных услуг, наличию аккредитации при правительственных структурах, финансовых и банковских учреждениях, квалификации персонала организации и числу оценщиков, включенных в лицензию.

Репутация оценочной компании складывается из множества факторов. При выборе оценочной компании основным критерием выступает срок и опыт работы в сфере оценочных услуг. В настоящее время необходимую информацию можно почерпнуть из рейтингов оценочных организаций. Предпочтение нужно отдавать рейтингам, проводимым серьезными аналитическими компаниями - РБК, "Экспертом РА", "Юниправэксом". Такие рейтинги учитывают репутацию, специализацию, опыт, наличие аккредитации, квалификацию и профессионализм сотрудников, а также дают сравнительную характеристику сразу нескольких компаний. К тому же в подобных рейтингах принимают участие в основном крупные компании, хорошо зарекомендовавшие себя в том или ином сегменте рынка оценочных услуг. При выборе не стоит доверять рейтингам, представленным в мелких, никому не известных изданиях, как правило, являющихся "карманными".