С европейским акцентом

Международный бизнес
Москва, 07.02.2005
«Эксперт» №5 (452)
Несмотря на историческую и географическую близость к России, украинский автомобильный рынок развивается по собственному сценарию

В последние три года динамика продаж новых легковых автомобилей на Украине просто фантастическая: за сезон рынок прирастает в среднем на 40%. Если в 2002 году в стране было реализовано 107 тыс. машин, то уже через год эта цифра выросла до 154 тыс., а по итогам 2004-го составила 212 тыс. И это несмотря на сильнейший политический кризис, отразившийся на экономике и финансах. В то же время в России, которую автомобильные производители неизменно представляют как один из самых растущих рынков, ежегодный рост сбыта новых легковушек составляет лишь 5-7%.

И это далеко не единственное различие между автомобильной средой двух сопредельных и во многом близких стран. Так, украинские города заполнены иностранными моделями, которые у нас встретишь редко, а то и вовсе не найдешь. Кроме того, там не так много старых зарубежных легковушек. А во время путешествия по стране с 48-миллионным населением замечаешь, что на всей Украине парк автомобилей достаточно однородный - иномарок на душу населения в любой области приходится не намного меньше, чем в столице.

За этими внешними различиями стоят факторы, определяющие всю структуру украинского автобизнеса и влияющие на его развитие.

Немецкий синдром

На формирование автомобильного рынка Украины серьезное влияние оказало ее геополитическое положение. В свое время страна оказалась как бы отрезанной Россией от вала машин из Азии. Корейские и японские модели в массовом порядке стали появляться на украинских дорогах намного позже, нежели на российских, причем обычно они попадали туда из Польши, Финляндии, Турции. Основные потоки вначале шли с Запада: при выводе войск из Германии офицеры гнали оттуда легковушки, затем в ту же Германию, Польшу, Чехию устремились перегонщики (только после 2000 года перед подержанными машинами был поставлен таможенный заслон, и сегодня их ввоз абсолютно невыгоден).

В результате складывались предпочтения по брендам, которые до сих пор во многом определяют структуру спроса на иностранные модели. К примеру, в числе наиболее продаваемых марок 2004 года числятся Skoda, Volkswagen и Opel, которые на российском рынке сегодня не самые популярные. Если учесть, что чешская Skoda принадлежит концерну Volkswagen и использует его разработки, то становится понятным культ немецких машин среди украинцев - для многих из них автомобиль из Германии остается эталоном.

Это существенно влияет как на сектор продаж, так и на развитие национального автопрома. Так, три года назад в Закарпатье было создано сборочное предприятие "Еврокар", начавшее делать все три модели Skoda. Недавно там отметили сборку пятнадцатитысячного автомобиля чешской марки, а в 2005 году предприятие намерено выпустить уже 12,5 тыс. этих машин. Параллельно "Еврокар" производит несколько моделей Volkswagen и Audi, суммарный выпуск которых в этом сезоне планируется довести почти до 4 тыс. В перспективе предприятие должно выйти на мощность 45 тыс. автомобилей в год, для чего там строят вторую очередь с цехами сварки и окраски. Пронемецкие настроения ры

Новости партнеров

«Эксперт»
№5 (452) 7 февраля 2005
Налоговые инициативы правительства
Содержание:
Кудрин Джекил и Кудрин Хайд

Аморфность структуры исполнительной власти и аппаратные игры чиновников порождают противоречивые законы и непредсказуемую налоговую политику

Наука и технологии
На улице Правды
Реклама