Против диктата сетей

Международный бизнес
Москва, 07.02.2005
«Эксперт» №5 (452)
Норвежские розничные магазины и мелкие поставщики восстали против крупных торговых домов, которые навязывают им невыгодные условия сотрудничества

Крупнейшие норвежские розничные сети обвиняются в нарушении правил честной конкуренции. Норвежские Служба по конкуренции, Cлужба по экономическим преступлениям и Директорат по налогам начали специальное расследование. Поводом для скандала стала утечка информации из крупнейшего норвежского торгового дома NorgesGruppen (объединяет торговые сети Kiwi Minipris, Spar, Meny, Ultra, Joker og Centra и другие), который состоит из 1900 розничных магазинов и контролирует порядка 34% потребительского рынка страны. Держатели розничных магазинов выразили публичный протест против того, что материнская компания навязывает им ассортимент товаров, а также скрывает информацию о скидках, которые получает от поставщиков. В середине января для борьбы с этой несправедливой, по их мнению, практикой магазины учредили организацию Kjopmennenes Fellesskap, которая должна изучить схемы получения бонусов и скидок и рассчитать, сколько денег отдельные магазины недополучили от сети.

Возмутились и многие поставщики розничных сетей. Выяснилось, что некоторые крупнейшие розничные сети не только предоставляли места для товаров по принципу "кто больше заплатил, тому лучшие полки" (в принципе это нормальная практика), но и за определенный взнос разрешали крупным поставщикам участвовать в расстановке товаров конкурентов. Подобный "общий маркетинг" ежегодно приносит норвежским сетям 170 млн долларов дополнительного дохода.

В скандале оказались замешаны и норвежские аптеки. Они требуют от поставщиков скидок и платы за место на полке. Давление оказывается даже на оптовых продавцов лекарств по рецептам, цена которых согласуется с государством. Скидки на такие медицинские препараты официально запрещены. Однако часто владельцам аптек удается настоять на своем - так называемое партнерство с аптекой обходится поставщику примерно в 8-12% от оборота.

Норвежскую общественность возмутило, что такая система не оставляет шанса на выживание многим мелким производителям. Так, маленькая кондитерская фабрика Hval из живописного Сандефьорда и мелкий производитель зубных щеток Dentaco из второго по величине города страны Бергена в ходе переговоров с сетями отказались давать дополнительные скидки и фактически были отлучены от массового покупателя. Незавидной оказалась и судьба тех, кто попытался уйти к конкурентам. Например, некоторые мелкие сельхозпроизводители начали поставки своей продукции германской розничной сети Lidl, которая отличается более гибкой политикой в отношении поставщиков и более низкими ценами. По признанию фермеров, как только норвежские сети узнавали о сотрудничестве со своим конкурентом Lidl, они расторгали с "изменниками" контракты на поставку.

Особое возмущение у норвежской публики вызывает то, что розничная торговля - и без того один из самых высокорентабельных видов бизнесов в Норвегии: по некоторым оценкам, в 1997-2003 годах рентабельность капитала составляла здесь порядка 20%. Норвежцы также очень обеспокоены тем, что подобные полулегальные отношения в бизнесе создают возможнос

Новости партнеров

«Эксперт»
№5 (452) 7 февраля 2005
Налоговые инициативы правительства
Содержание:
Кудрин Джекил и Кудрин Хайд

Аморфность структуры исполнительной власти и аппаратные игры чиновников порождают противоречивые законы и непредсказуемую налоговую политику

Наука и технологии
На улице Правды
Реклама